Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 563916-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части распределителей учета энергетических ресурсов)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел проект федерального закона N 563916-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.Д. Грачевым, О.Г. Дмитриевой, Д.В. Ушаковым, А.Д. Крутовым, Н.Р. Петуховой.
По мнению авторов, разработка законопроекта обусловлена имеющимися противоречиями в Федеральном законе от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) и необходимостью включения в общую (общедомовую) долевую собственность общедомовых и индивидуальных приборов учета, а также средств измерения энергоресурсов. В связи с этим авторами законопроекта предлагается внести изменения в статьи 13, 21, 23, 24, 25 и 41 указанного Федерального закона.
Анализируя текст законопроекта, Комитет считает необходимым отметить следующее.
1. В пунктах "а", "б" и "д" статьи 1 законопроекта (соответственно в частях 3, 4 и 7 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ) предлагается срок завершения оснащения помещений в зданиях, строениях и сооружениях распределителями (приборами) учета используемых энергетических ресурсов продлить с 1 июля 2011 года до 1 июля 2013 года. При этом в пояснительной записке не представлено обоснования переноса срока оснащения приборами учета.
В законопроекте вводится понятие "распределитель" (в том числе в пункте "к" статьи 1 законопроекта), определение которого отсутствует в действующих федеральных законах.
В тоже время следует отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (ред. от 04.09.2015) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") распределителем доли в общедомовой плате за тепловую энергию является устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.
Из вышеизложенного следует, что распределитель нельзя приравнять к прибору учета, поскольку оба понятия не идентичны, так как прибор учета определяет объем (количество) электрической энергии, тепловой энергии и т.п., а распределитель определяет лишь относительную долю потребления тепловой энергии в конкретном помещении по отношению к общему потреблению в многоквартирном доме. Таким образом, формулировка "распределители (приборы) учета" нуждается в уточнении.
Согласно положениям законопроекта установка приборов учета должна осуществляться в помещениях зданий, строений и сооружений. По мнению специалистов ресурсоснабжающих организаций, оборудование помещений отдельными приборами является нецелесообразным и весьма затратным.
2. В пунктах "в" и "г" статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в части 5 и 6 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, предоставив собственникам жилой недвижимости 50 процентов льготы на оплату услуг в отношении всех видов энергетических ресурсов в течение 36 месяцев со дня введения распределителей (приборов) учета в эксплуатацию, не предусмотрев при этом источник покрытия выпадающих доходов для ресурсоснабжающих организаций вследствие предоставления этой льготы.
Кроме того, указанное нововведение должно предусматривать механизм его реализации. В связи с чем, одновременно с внесением изменений в Федеральный закон N 261-ФЗ следует принять подзаконный нормативный правовой акт, определяющий как источник, так и порядок предоставления этой льготы.
3. Пунктом "е" статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в часть 1 статьи 21 Федерального закона N 261-ФЗ, дополнив право государственных или муниципальных заказчиков в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в том числе, по специальным процедурам, предусмотренным для размещения заказа на энергосервис. При этом отсутствует определение понятия "специальная процедура", что допускает неоднозначность толкования этой нормы.
Кроме того, данное положение законопроекта требует согласования с частью 2 статьи 21 указанного закона, однозначно определяющей порядок заключения таких договоров (контрактов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и российским законодательством о размещении заказов.
4. Пунктом "ж" статьи 1 законопроекта предлагается внести дополнения пункта 2 части 3 статьи 23 Федерального закона N 261-ФЗ, формулировкой "информация кластеров, создаваемых производителями систем комплексного обслуживания и диспетчеризации общедомовых и индивидуальных приборов учета энергоресурсов", которая требует уточнения, так как согласно положению части 3 статьи 2 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" понятие "кластер" означает совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации, и управление которой осуществляется одной управляющей компанией, в то время как согласно статье 3 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" промышленный кластер означает совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.
5. Пунктом "к" статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственникам помещений в многоквартирных домах на праве общей долевой собственности принадлежат индивидуальные приборы учета энергетических ресурсов.
При этом нарушаются права граждан, устанавливающих индивидуальные приборы учета энергетических ресурсов за свой счет, в том числе, и в случае установки таких приборов учета непосредственно в принадлежащих им на праве собственности помещениях.
Принимая во внимание актуальность и важность обсуждения накопившихся проблем коммерческого учета используемых энергетических ресурсов, Комитет счел целесообразным провести 25 февраля 2016 года "круглый стол" на тему "Учет потребления энергоресурсов. Права, обязанности и ответственность поставщиков и потребителей". В рекомендациях "круглого стола" участники мероприятия отметили, что организация системы учета энергоресурсов должна обеспечиваться не только посредством установки приборов учета, а прежде всего за счет комплексного подхода к ее построению.
В Официальном отзыве Правительства Российской Федерации рассматриваемый законопроект не поддержан. Отрицательные заключения на указанный законопроект получены от Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления - соисполнителя по законопроекту, Комитета Совета Федерации по экономической политике и Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы по представленному законопроекту имеются замечания юридического и юридико-технического характера.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 563916-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части распределителей учета энергетических ресурсов).
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.