Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 563916-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части распределителей учета энергетических ресурсов),
внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.Д. Грачевым, О.Г. Дмитриевой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23 января 2012 года (протокол N 6, пункт 60) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 563916-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части распределителей учета энергетических ресурсов), внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.Д. Грачевым, О.Г. Дмитриевой.
1. Пунктами а), б) и д) статьи 1 проекта предлагается продлить с 1 января 2011 года до 1 июля 2013 года сроки оснащения объектов жилой недвижимости приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также ввода установленных приборов учета в эксплуатацию.
Необходимо отметить, что продление указанного срока, не аргументировано и необоснованно откладывает реализацию норм Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленных на создание условий для повышения уровня энергосбережения и энергоэффективности.
2. Пунктом а) статьи 1 проекта предлагается изложить в новой редекции часть 3 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ. Указанная редакция дополнительно наделяет органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанностью проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для их размещения, коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии до 1 июля 2013 года.
В связи с тем, что органы государственной власти наделяются дополнительной расходной обязанностью, указанное изменение потребует расходов федерального бюджета. Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пунктом "д" статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, рассматриваемый проект необходимо направить на заключение в Правительство Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом "д" статьи 105" следует читать "пунктом "д" части 1 статьи 105"
Кроме того, можно сделать вывод о том, что данная новая обязанность органов местного самоуправления должна быть профинансирована, в том числе, за счет средств местных бюджетов. Однако рассматриваемый проект не содержит норм, определяющих источники финансирования данных расходов для местных бюджетов.
Таким образом, исходя из буквального толкования нормы проекта, муниципальные образования будут обязаны финансировать новое полномочие за счет средств местных бюджетов.
Следует отметить, что недопущение возложения на органы местного самоуправления обязанности по финансированию расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти своих полномочий, не раз отмечалось в посланиях Президента Российской Федерации и заседаниях Государственного совета.
3. Пунктом б) статьи 1 проекта в текст части 4 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ наравне с термином "приборы учета" вводиться термин "распределители энергетических ресурсов". При этом содержание данного термина в проекте не раскрывается, не поясняется техническое назначение этих приборов: являются ли они взаимозаменяемыми или дополняют друг друга. Кроме того определение термина "распределитель энергетических ресурсов" в тексте Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, тексте проекта и пояснительной записке отсутствует.
Указанное замечание относиться также к пункту в) статьи 1 проекта и далее по всем аналогичным нормам проекта.
4. Пунктом в) статьи 1 проекта предлагается изложить в новой редекции часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, при этом из текста статьи исключается ограничительный срок 01 июля 2012 года, до которого обственники жилых домов, помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Вместе с тем, необоснованное исключение указанного срока из текста закона, вступает в противоречие с нормами пунктов 2 и 4 статьи 4 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, гласящими, что правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается, в том числе, на следующих принципах:
- поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом, рассматриваемое изменение входит в противоречие с принципами стимулирования и планирования и предложено авторами проекта без аргументации и достаточного обоснования.
Кроме того, рассматриваемой нормой проекта предлагается ввести для собственников объектов жилой недвижимости пятидесяти процентную льготу на оплату услуг по эксплуатации этих приборов в течение тридцати шести месяцев со дня введения распределителей (приборов) учета в эксплуатацию.
Однако авторами проекта не предусмотрено за счет каких источников и средств каких бюджетов данные выпадающие доходы будут компенсированы эксплуатирующим организациям.
Аналогичные замечания относятся также к пункту г) статьи 1 проекта.
5. Пунктом е) статьи 1 проекта предлагается внести изменения в часть 1 статьи 21 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, дополнив право государственных или муниципальных заказчиков в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в том числе, по специальным процедурам, предусмотренным для размещения заказа на энергосервис.
При этом самим проектом понятие "специальная процедура" не детализировано, что допускает неоднозначность толкования этой нормы, ссылки на иные, поясняющие данное понятие, нормативные правовые акты в тексте проекта также отсутствуют.
6. В пункте з) статьи 1 проекта употребляется термин "бюджетное учреждение". Исходя из смысла и терминолагии статьи 24 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, следует употребить более общий термин "государственное (муниципальное) учреждение".
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления проект федерального закона N 563916-5 в представленной редакции не поддерживает и рекомендует Государственной Думе данную законодательную инициативу отклонить.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.