Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 979790-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю)",
внесенному депутатами Государственной Думы В.Ф. Звагельским, А.А. Агеевым, А.А. Ищенко, М.С. Гаджиевым и другими депутатами Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона вносит изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 26 июня 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), которые устанавливают особенности поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих торговую деятельность в нестационарном торговом объекте.
В соответствии с изменениями в статью 10 Федерального закона N 381-ФЗ на орган местного самоуправления возлагается обязанность предоставить субъекту малого предпринимательства, осуществляющему торговую деятельность в нестационарном торговом объекте, компенсационное место при исключении места из схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, или при внесении изменений в указанную схему. В связи с этим обращаем внимание на норму части 4 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, устанавливающую требования к схеме размещения нестационарных торговых объектов, в которой должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых не только субъектами малого, но и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов. Кроме того, согласно части 6 указанной статьи утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, что направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав любых хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг (см. позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении КС РФ от 29 января 2015 года N 225-О).
Следует отметить также, что в законопроекте речь идет о схемах размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности. Между тем согласно положениям части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов осуществляется размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В связи с внесением изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающих заключение договора аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов на новый срок без проведения торгов (статья 3 проекта), обращаем внимание на норму пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом N 381-ФЗ. Таким образом, основанием для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является непосредственно схема размещения таких объектов.
Проектные изменения в статью 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, предусматривающие заключение новых договоров в отношении муниципального имущества без проведения торгов в целях размещения нестационарных торговых объектов субъектами малого предпринимательства, следует соотнести с нормами частей 9 - 11 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, устанавливающими порядок заключения арендатором муниципального имущества, надлежащим образом исполнившего свои обязанности по договору, договора аренды на новый срок без проведения конкурса, аукциона по истечении срока договора аренды.
В части 1 статьи 5 проекта следует уточнить срок вступления в силу проектируемого федерального закона.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.