Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций
на проект федерального закона N 984349-6 "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации",
внесенный Советом Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
В настоящее время, Федеральным законом "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" общественные палаты субъектов Российской Федерации отнесены к числу субъектов общественного контроля (статья 9), которые осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об Общественной палате Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами о соответствующих общественных палатах (статья 12). Вместе с тем, единого способа осуществления указанной деятельности общественными палатами субъектов Российской Федерации (далее также - общественная палата) данный Федеральный закон не предусматривает.
Проект федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации", устанавливающий правовые основы организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации, призван восполнить пробел в этой сфере.
Комитет отмечает актуальность данного законопроекта, однако, по нашему мнению, отдельные его положения требуют существенной доработки. Так, например:
- положениями статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные объединения как вид некоммерческих организаций не предусмотрены;
- между частями 3 и 9 статьи 7 законопроекта усматриваются противоречия, так частью 3 статьи 7 предусмотрено, что члены общественной палаты осуществляют свою деятельность на общественных началах, а в части 9 содержатся нормы, согласно которым члены общественной палаты вправе получать компенсацию понесенных за счет собственных средств расходов в связи с осуществлением полномочий члена общественной палаты;
- ряд положений законопроекта являются избыточно детализированными, в частности: часть 5 статьи 1 - закрепление места нахождения общественной палаты; часть 6 статьи 7 - члены общественной палаты вправе свободно высказывать свое мнение по любому вопросу ее деятельности и деятельности ее органов; часть 7 статьи 9 - совет общественной палаты собирается не реже одного раза в месяц и его заседание правомочно при присутствии на нем более половины от общего числа его членов;
- частью 6 статьи 8 законопроекта, касающейся порядка формирования общественной палаты, установлен срок опыта работы в сфере представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп - не менее трех лет. Указанный срок можно отнести как к некоммерческой организации, выдвигающей кандидата из числа граждан в члены общественной палаты, так и к самому кандидату;
- частью 8 статьи 8 законопроекта предусмотрено, что одна треть общественной палаты утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению зарегистрированных на территории субъекта РФ региональных общественных объединений и некоммерческих организаций. Понятие региональная некоммерческая организация действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, полагаем, что слова "указанных в части 3 настоящей статьи" избыточны;
- необходимо соотнести нормы законопроекта, касающиеся руководителя аппарата общественной палаты: часть 5 статьи 9 устанавливает, что руководитель аппарата общественной палаты входит в состав совета общественной палаты, при этом пунктом 4 части 6 указанной статьи к компетенции совета общественной палаты отнесено право вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации предложение по кандидатуре на должность руководителя аппарата, а часть 3 статьи 16 законопроекта определяет, что руководитель аппарата назначается на должность и освобождается от нее высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации.
Указанные замечания не противоречат концепции законопроекта и могут быть учтены при его доработке во втором чтении.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций поддерживает концепцию проекта федерального закона N 984349-6 "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.