Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 999547-6 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов",
внесенному членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, С.Н. Рябухиным, депутатами Государственной Думы С.Е. Нарышкиным, Н.Н. Гончаром, Н.В. Герасимовой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона в целях уточнения предмета регулирования, исходя из дефиниции должника со ссылкой на статью 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 2 законопроекта) следует уточнить, деятельность по возврату долгов направлена на исполнение исключительно денежных обязательств или любых обязательств физических лиц в рамках гражданско-правовых и финансовых правоотношений и будет ли распространяться предлагаемое регулирование также на исполнение обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью, поскольку должником согласно законопроекту может быть также индивидуальный предприниматель. Таким образом, требуют уточнения цель и содержание деятельности по возврату долгов, ее конечный результат - полное исполнение любых договорных обязательств либо возврат потребительского кредита, процентов, штрафов и пеней.
Обращаем внимание также на то, что деятельность по возврату долгов не содержится в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, в связи с чем, в частности, неясен механизм определения в учредительных документах такой деятельности в качестве основной при включении в государственный реестр (статья 12 законопроекта).
Требует дополнительного обсуждения возможность применения "иных правил", чем в проектируемом федеральном законе, установленных любым иным нормативным правовым актом Российской Федерации (абзац второй части 1 статьи 3 законопроекта).
В части 2 статьи 6 проекта следует пояснить, кто имеется в виду под иными лицами, в отношении которых не допускается совершение соответствующих действий (см. также статью 11 и другие статьи проекта, в которых наряду с должником используется термин "иные лица").
Полагаем, что положения статьи 8 законопроекта о том, что представителем должника может быть только адвокат, а соответствующее заявление должно быть направлено должником "через нотариуса", ущемляют права и законные интересы должника и потребуют от него дополнительных расходов.
Одним из требований к юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату долгов, является заключение договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату долгов со страховой суммой не менее десяти миллионов рублей в год (пункт 4 части 1 статьи 12 проекта). Во-первых, неясна правовая природа убытков, причиненных законной деятельностью юридического лица, во-вторых, в соответствии с нормой пункта 3 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации при осуществлении обязательного страховании в законе должны быть определены объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм (см. также пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
Предусмотренное частью 5 статьи 14 проекта взимание государственной пошлины не является предметом регулирования проектируемого федерального закона.
Предлагаем рассмотреть вопрос об установлении сроков для принятия уполномоченным органом решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 16 проекта.
Проект содержит положения, относящиеся к деятельности Банка России (см., например, часть 13 статьи 7 проекта). В связи с этим необходимо учесть требование статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которому проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
По законопроекту имеются замечания редакционного характера. В частности, в пункте 3 части 1 статьи 12 законопроекта следует вести речь о стоимости чистых активов. В пункте 5 части 2 статьи 13 законопроекта требует уточнения термин "бухгалтерская отчетность".
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.