Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 883844-6 "О внесении изменений в статьи 2 и 10.2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",
внесенный членом Совета Федерации В.А. Тюльпановым, а также К.Э. Добрыниным в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел проект федерального закона N 883844-6 "О внесении изменений в статьи 2 и 10.2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", внесенный членом Совета Федерации В.А. Тюльпановым, а также К.Э. Добрыниным в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", дополнив его рядом понятий: "социальная сеть", "профиль (аккаунт/блог)", "автономный блог", "блогер", "посещаемый блогер". При этом предложенная редакция указанных понятий не систематизирует понятийный аппарат данного Федерального закона, а дизбалансирует его понимание, что вызывает сомнение в целесообразности введения предлагаемых понятий.
Необходимо отметить, что определенное законопроектом понятие "социальная сеть" как сайт в сети "Интернет", предоставляющий возможность самопрезентации, а также отражения, построения и организации социальных сетей посредством регистрации профилей (аккаунтов/блогов) и дальнейшего взаимодействия с ними, вносит внутреннее противоречие в терминологию действующего Федерального закона, поскольку в контексте данного определения используются слова, не предусмотренные действующим законодательством и, значение которых законопроектом не раскрывается ("самопрезентация", "отражение", "построение", "персональная страница пользователя социальной сети, являющаяся его представительством"), что в дальнейшем создаст трудности в правоприменительной практике.
Также отмечаем, что проект федерального закона, вводя понятие "автономный блог" и давая ему определение, усложняет его понимание, а также использует термины без раскрытия их понятий ("частное лицо", "группа лиц"). При этом, понятие "частное лицо" не предусмотрено действующим законодательством, а термин "группа лиц" не представляет возможности определить правовой статус данных субъектов (юридические лица, физические лица или те и другие). В этой связи указанная неопределенность не позволит идентифицировать субъекта правоотношений, а, следовательно, и его ответственность.
Обращаем внимание, что предлагаемое законопроектом новое понятие "блогер" далее по тексту не применяется, в связи с чем, не понятна цель его введения.
Кроме того, вводимое законопроектом в статью 2 указанного Федерального закона новое понятие "посещаемый блогер" не корреспондируется с аналогичным понятием в части 1 статьи 10.2 данного Федерального закона. Наполнение одного понятия различным содержанием приведет к внутреннему противоречию между вышеназванными статьями.
Обращаем внимание, что рассматриваемый законопроект не предлагает внесение изменений в статью 19.7.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что, в случае его принятия приведет, к исключению ответственность провайдера хостинга или иного лица, обеспечивающего размещение сайта или страницы сайта в сети "Интернет", за непредставление данных, позволяющих идентифицировать "посещаемого блогера", либо представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи не поддерживает принятие законопроекта N 883844-6 "О внесении изменений в статьи 2 и 10.2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в предложенной редакции и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.