Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 856134-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(о смягчении административной ответственности по отдельным составам Кодекса для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица),
внесенному Государственным Советом -Хасэ Республики Адыгея
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на смягчение административной ответственности для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за совершение отдельных правонарушений. В частности, предлагается смягчить ответственность в отношении вышеуказанных лиц за:
- нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (ч. 2 ст. 5.27.1), предусмотрев ответственность в виде предупреждения, вместо действующего размера штрафа - от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей;
- совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 5.27.1, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 5 ст. 5.27.1), исключив ответственность в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток;
- самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6), исключив ответственность в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток;
- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица (ч. 1 ст. 14.1), предусмотрев ответственность в виде предупреждения, вместо действующего размера штрафа - от пятисот рублей до двух тысяч рублей.
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
В пояснительной записке к законопроекту не содержатся убедительные обоснования, в том числе статистические данные, свидетельствующие о том, что установленное в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наказание за совершение именно этих административных правонарушений является чрезмерно строгим, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о необходимости внесения предлагаемых законопроектом изменений.
Кроме того, предложенное проектом федерального закона изменение затрагивает не все категории лиц, привлекаемых к административной ответственности. Тем самым нарушается комплексный подход к решению вопроса о привлечении к ответственности за отдельные правонарушения, обозначенные автором в законопроекте.
Избирательный подход к пересмотру размеров штрафов за некоторые составы правонарушений может привести к нарушению сбалансированной системы размеров наказаний за данные нарушения, установленной в настоящее время.
Считаем также необходимым отметить, что статья 5.27.1 Кодекса была введена Федеральным законом от 28.12.2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которая вступила в силу с 1 января 2015 года. Учитывая, что статья действует чуть меньше года, вносить изменения в указанную статью представляется нецелесообразным.
Вызывает возражение предложение авторов об изменении санкции статьи 7.6 Кодекса, поскольку лишь в конце 2013 года указанная статья была дополнена положением об установлении ответственности для таких субъектов правоотношений как лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также введена ответственность в виде административного приостановления деятельности. При усилении ответственности по статье 7.6 Кодекса Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии в своем заключении отмечал, что "анализ правоприменительной практики показал, что остается стабильно высоким количественный уровень правонарушений, связанных с незаконным использованием водных объектов, в том числе сопряженных с захватом водного объекта, незаконным использованием ресурсов водных объектов, а также загрязнением незаконно используемых водных объектов". Таким образом, включение в санкцию данной статьи такого вида наказания как административное приостановление деятельности является эффективным инструментом для наказания за правонарушения, совершаемые субъектами предпринимательства по экономическим мотивам.
В связи с изложенным, Комитет не поддерживает концепцию законопроекта, поскольку необоснованное смягчение ответственности, в частности, за такое правонарушение как самовольное занятие водного объекта может привести к увеличению числа таких правонарушений.
Таким образом, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект.
Утверждено на заседании Комитета "9" ноября 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.