Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 декабря 2015 г. N 5.1-3401
на проект федерального закона N 942065-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации", принятому Государственной Думой 22 декабря 2015 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (N 942065-6) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 ноября 2015 года под названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации".
Федеральный закон вносит изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ), которыми устанавливается, что предъявление в арбитражном суде, в суде общей юрисдикции иска к иностранному государству, его привлечение в качестве третьего лица, принятие в отношении его имущества мер по обеспечению иска осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации" в порядке, установленном ГПК РФ, АПК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Федеральный закон закрепляет положения, предусматривающие, что подведомственность и подсудность дел с участием иностранного государства определяются по правилам, установленным главой 3 ГПК РФ, главой 4 АПК РФ, а также определяет процессуальные права и обязанности иностранного государства.
Федеральный закон предусматривает порядок производства по делам с участием иностранного государства. Устанавливает порядок направления и вручения иностранному государству извещений и иных процессуальных документов, в том числе судебного извещения о возбуждении против него дела в суде Российской Федерации. Судебные извещения о назначении предварительного судебного заседания или о назначении дела к судебному разбирательству в судебном заседании направляются иностранному государству не позднее чем за шесть месяцев до дня судебного заседания.
Федеральный закон закрепляет особенности применения мер по обеспечению иска (обеспечительные меры не могут применяться, если иностранное государство пользуется иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска), особенности предварительного судебного заседания и прекращения производства по делу, предусматривается возможность участия в деле государственных органов для дачи заключений по некоторым вопросам, в частности по вопросу о наличии или отсутствии судебного иммунитета, а также привилегии и иммунитеты иностранного государства при рассмотрении дела (например, на иностранное государство не может быть наложен судебный штраф).
Федеральный закон закрепляет применение принципа взаимности при рассмотрении дела арбитражным судом, судом общей юрисдикции, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что объем юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, не соответствует объему юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых этому иностранному государству в соответствии с законодательством Российской Федерации при разрешении конкретного спора.
Федеральный закон предусматривает возможность рассмотрения дела и вынесения решения в отсутствие иностранного государства, являющегося ответчиком в случае его неявки без уважительных причин в судебное заседание при соблюдении, например, такого условия как надлежащее извещение иностранного государства о принятии искового заявления, о времени и месте судебного разбирательства.
Также Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которым устанавливаются порядок исполнения судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества, особенности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, особенности наложения ареста на имущество иностранного государства, а также основания приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства в отношении иностранного государства и его имущества.
Федеральный закон регулирует отношения, которые в соответствии с пунктами "а" (принятие федеральных законов), "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, "о" (гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации относятся к ведению Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и в целом согласуется с системой федерального законодательства.
Вместе с тем отмечаем, что Федеральный закон предусматривает возможность рассмотрения дела арбитражным судом в отсутствие иностранного государства (статья 256.10 АПК РФ) и право иностранного государства подать в арбитражный суд, принявший решение, заявление о его отмене. Действующей редакцией АПК РФ в отличие от ГПК РФ (глава 22 "Заочное производство") не предусмотрены положения, регулирующие порядок рассмотрения заявления об отмене решения, принятого в отсутствие ответчика, требования к содержанию такого заявления, полномочия суда, основания для отмены решения, условия возобновления рассмотрения дела при отмене решения. Согласно статьям 181, 257 АПК РФ не вступившее в законную силу решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены.
Вместе с тем статья 2 Федерального закона дополняет АПК РФ главой 33.1, в которую включена статья 256.10, части 2 и 3 которой при определении порядка вручения документов иностранному государству содержат ссылку на статью 256 АПК РФ. Полагаем, что ссылка на статью 256 АПК РФ является ошибочной, поскольку в действующей редакции АПК РФ статья 256 (Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий) устанавливает порядок исполнения поручений иностранных судов о выполнении отдельных процессуальных действий, а не порядок направления и вручения иностранному государству извещений и иных процессуальных документов. Поэтому должна быть указана ссылка на статью 256.6.
Правовым последствием вступления Федерального закона в силу явится возможность рассмотрения дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции с участием иностранного государства, а также осуществления действий по исполнению судебных актов в отношении иностранного государства в целях реализации положений Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации".
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации. Учитывая срок вступления в силу Федерального закона, он может быть рассмотрен не позднее 30 декабря 2015 года.
В соответствии со статьей 4 Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачёву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.