Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 887893-6 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
(в части регулирования отношений, связанных с полномочиями по присуждению, лишению и восстановлению ученых степеней в рамках государственной системы научной аттестации),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона N 887893-6 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в части регулирования отношений, связанных с полномочиями по присуждению, лишению и восстановлению ученых степеней в рамках государственной системы научной аттестации) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Предметом законодательного регулирования законопроекта являются отношения, связанные с осуществлением организациями, на базе которых действуют диссертационные советы, полномочий по присуждению, лишению и восстановлению ученых степеней в рамках государственной системы научной аттестации.
Согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" для оценки научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, используется государственная система научной аттестации, в соответствии с которой присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук определяется порядком, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок присуждения научных степеней, действующий в настоящее время, приведен ниже.
Ученые степени присуждаются в соответствии с номенклатурой, которая утверждена федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности (далее - федеральный орган).
Присуждение ученых степеней осуществляется советами по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее - диссертационные советы), созданными по разрешению федерального органа, и действующими в соответствии с установленным им порядком. Ученые степени присуждаются по результатам публичной защиты диссертации на соискание ученой степени.
Решение диссертационного совета о присуждении ученой степени подтверждается дипломом об ученой степени, который выдается соискателю ученой степени по решению федерального органа, основанному на соответствующей рекомендации Высшей аттестационной комиссии, действующей при федеральном органе в целях обеспечения государственной системы научной аттестации.
Высшая аттестационная комиссия действует в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Вопросы обоснованности присуждения, лишения, восстановления ученых степеней, соблюдения диссертационными советами процедуры присуждения ученых степеней относятся к компетенции федерального органа с участием Высшей аттестационной комиссии в пределах ее полномочий.
Законопроектом предусматривается системное изменение порядка присуждения, лишения и восстановления ученых степеней.
Предполагается передача организациям, на базе которых действуют диссертационные советы (далее - организации), некоторых полномочий Правительства Российской Федерации. В частности, полномочий по установлению порядка присвоения ученых степеней, в том числе определению критериев оценки качества диссертаций на соискание ученых степеней, а также порядка лишения ученых степеней, рассмотрения апелляций и восстановления ученых степеней.
Предлагается передать вышеуказанным организациям полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно технической деятельности.
Например, это касается создания и функционирования диссертационных советов. Организации вправе утверждать положение о диссертационных советах, определять и изменять их состав, устанавливать полномочия диссертационных советов, осуществлять контроль за их деятельностью, а также принимать решение о прекращении деятельности диссертационных советов.
Также предлагается указанные организации наделить правом определять перечень научных специальностей, по которым диссертационным советам предоставляется право приема диссертаций для защиты на соискание научных степеней.
Перечисленные и другие полномочия делегируются лишь тем образовательным, научным или иным организациям, которые в результате многолетней деятельности авторитетно подтвердили свои высокие достижения в научной (научно-технической) сфере и занимают лидирующие позиции по показателям результативности научной (научно-технической) деятельности. Перечень таких организаций определяется Правительством Российской Федерации.
Изменение порядка присуждения, лишения и восстановления ученых степеней законопроектом планируется провести в два этапа.
На первом этапе - с 1 сентября 2016 года - право самостоятельного решения по присуждению ученых степеней предоставляется двум ведущим университетам страны с особым правовым статусом: Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету.
На втором этапе - с 1 сентября 2017 года - другим организациям в соответствии с перечнем, сформированным Правительством РФ с учетом определенных критериев и требований.
По результатам правоприменительной практики второго этапа новый порядок присуждения ученых степеней, предусматривающий расширение академических прав и свобод образовательных, научных или иных организаций в вопросах присуждения, лишения и восстановления ученых степеней, может быть установлен актом Правительства Российской Федерации.
На законопроект имеется заключение комитета-соисполнителя - Комитета Государственной Думы по образованию.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, комитет-соисполнитель указывает на необходимость уточнения некоторых положений законопроекта, касающихся, в частности, критериев отбора организаций, наделяемых правами, перечисленных в пункте 4 законопроекта; критериев, которым должны отвечать диссертации на соискание научных степеней и др.
Также в заключении подчеркивается, что новый порядок полностью исключает участие Высшей аттестационной комиссии при федеральном органе в вопросах присуждения, лишения и восстановления ученых степеней, что, по мнению комитета-соисполнителя, требует дополнительного обсуждения.
Следует отметить, что законопроект, предусматривая существенное расширение академических прав и свобод образовательных, научных и иных организаций, не исключает государственный характер научной аттестации, а регулирует правовые отношения в вопросах присуждения, лишения и восстановления ученых степеней.
Законопроект определяет правовое положение ученых степеней, учрежденных разного рода общественными организациями и объединениями, выводя указанные ученые степени из состава государственной системы научной аттестации.
Соблюдение прав соискателей ученых степеней гарантируется устанавливаемым законопроектом переходным периодом в один календарный год, в течение которого на базе организации, наделенной правом самостоятельного присвоения ученых степеней, продолжит действовать диссертационный совет, созданный по разрешению федерального органа. Решение по прекращению деятельности такого совета также находится в компетенции указанной организации.
Также законопроектом устанавливаются равные права для обладателей документов об ученых степенях государственного образца, выданных федеральным органом, и обладателей документов об ученых степенях, выданных организациями, наделенными таким правом в соответствии с пунктом 3 статьи 4 "Закона о науке и государственной научно-технической политике". Таким образом исключаются отрицательные правовые последствия изменения действующего порядка государственной научной аттестации.
Законопроект поддержан Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы правовых возражений концептуального характера не имеется. Отмечается, что законопроект нуждается в редакционной и юридико-технической доработке, в частности, дополнении новой статьей 3. Данные замечания могут быть учтены и устранены при дальнейшей работе над законопроектом.
На законопроект поступило более 40 отзывов из органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Все отзывы - положительные. Предложений по изменению концепции законопроекта и замечаний нет.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.