Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 17 ноября 2015 г. N 158/8
по проекту федерального закона N 883511-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 883511-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее также - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях приведения положений законодательства Российской Федерации в сфере страховой деятельности в соответствие с новой редакцией главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу 1 сентября 2014 года и регулирующей гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте. В этих целях законопроектом вносятся изменения в ряд федеральных законов.
В частности, уточняются требования статьи 4.1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в части наименований (фирменных наименований) субъектов страхового дела. В наименовании акционерных обществ, отвечающих признакам публичности, должно содержаться указание на публичность; наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "потребительское общество".
В статью 14 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" вносятся изменения, предусматривающие, что субъекты страхового дела, страховые агенты, а также граждане, являющиеся страхователями, застрахованными лицами, выгодоприобретателями, могут создавать некоммерческие организации в целях защиты своих интересов. Устанавливается право представителей общественных организаций, ассоциаций (союзов), созданных гражданами, входить в состав коллегиальных исполнительных органов объединения субъектов страхового дела, что позволит при выработке и принятии решений по вопросам в сфере страховой деятельности установить определенный баланс интересов страховщиков и страхователей.
Изменения, вносимые в Федеральный закон от 29 ноября 2007 года N 286-ФЗ "О взаимном страховании", предусматривают создание обществами взаимного страхования службы внутреннего аудита (назначение внутреннего аудитора) и уточняют требования, предъявляемые к стажу работы кандидата на должность руководителя службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора).
Кроме того, вносятся изменения в положения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность образования потребительского кооператива юридическими лицами.
По законопроекту имеется ряд замечаний.
Законопроектом (пункт 2 статьи 4, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 8, статья 7) уточняется правовое положение профессиональных объединений страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, владельцев опасных объектов, перевозчиков, а также страховщиков, осуществляющих сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой. При этом законопроектом предлагается обозначить пределы правоспособности данных профессиональных объединений не только целями, предусмотренными федеральными законами о соответствующих видах страхования, но и иными общественно полезными целями, не противоречащими законодательству Российской Федерации и имеющими некоммерческий характер. Комитет считает такое расширение правоспособности данных профессиональных объединений нецелесообразным. Кроме того, изменения, вносимые в часть 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (статья 7 проекта) в части определения объединения страховщиков, порождают внутреннее противоречие с уже содержащимся в пункте 4 статьи 2 названного Федерального закона определением такого объединения.
Часть 2 статьи 5 Федерального закона "О взаимном страховании", в которой уточняются ссылки на статью 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", подлежит признанию утратившей силу, а не изменению (см. подпункт "б" пункта 2 статьи 5 законопроекта). Это связано с тем, что после изменений, внесенных в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, общества взаимного страхования относятся к потребительским кооперативам, а в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" его действие не распространяется на потребительские кооперативы.
В переходных положениях законопроекта (часть 2 статьи 9) предусматривается, что наименования субъектов страхового дела - юридических лиц, созданных до вступления в силу проектируемых норм, подлежат приведению в соответствие с новыми требованиями законодательства при первом изменении учредительных документов юридических лиц. Эта норма представляется избыточной, поскольку часть 7 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" уже содержит норму о приведении наименований юридических лиц в соответствие с установленными требованиями при первом изменении их учредительных документов.
В связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает принятие проекта федерального закона N 883511-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.