Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 894179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения деятельности репозитария",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) предлагается внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на регулирования деятельности репозитариев.
На основании проектируемого пункта 1 статьи 15.5 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) репозитарной деятельностью признается деятельность по сбору, фиксации, обработке и хранению данных о договорах, указанных в рассматриваемом пункте. В то же время в соответствии с проектируемым пунктом 1 статьи 15.9 Федерального закона N 39-ФЗ определено положение о предоставлении репозитарием клиенту услуг по вышеназванным сбору, фиксации, обработке и хранению.
С учетом этого положения требует уточнения разъяснение понятия "репозитарная деятельность". При этом представляется возможном его определения как "оказание услуг".
В проектируемых пункте 1 статьи 15.5, пункте 1 статьи 15.10 Федерального закона N 39-ФЗ неясной является редакция "договорах иного вида, предусмотренных нормативными актами Банка России, объектом которых являются ценные бумаги, драгоценные металлы и (или) иностранная валюта". В этом случае требует уточнения, что предусматривается Банком России (иные виды договоров или иные виды договоров с перечисленными в указанной части объектами). При этом требует уточнения отсутствие в проектируемой редакции пункта 1 статьи 15.9 Федерального закона N 39-ФЗ ссылки на объекты договоров.
В соответствии с проектируемым пунктом 2 статьи 15.5 Федерального закона N 39-ФЗ репозитарную деятельность может осуществлять, в том числе расчетный депозитарий, центральный депозитарий. В этой связи обращаем внимание, что согласно статье 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 414-ФЗ "О центральном депозитарии" центральный депозитарий осуществляет депозитарную деятельность, в том числе деятельность расчетного депозитария. Замечание аналогичного характера может быть отнесено также к проектируемым абзацу 3 пункта 2 статьи 15.5, подпункту 4 пункта 1 статьи 15.14 Федерального закона N 39-ФЗ.
Положения проектируемого пункта 2 статьи 15.9 Федерального закона N 39-ФЗ, предусматривающие определение условий договора об оказании репозитарных услуг в правилах осуществления репозитарной деятельности, необходимо соотнести с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Замечание аналогичного характера может быть отнесено также к проектируемому пункту 4 статьи 15.9 Федерального закона N 39-ФЗ.
Редакцию проектируемого подпункта 3 пункта 5 статьи 15.13 Федерального закона N 39-ФЗ о требованиях, предъявляемых кандидату на должность руководителя структурного подразделения, рекомендуется привести в соответствие с новыми положениями статьи 15.8 Федерального закона N 39-ФЗ, согласно которым указанный кандидат должен иметь высшее образование и соответствовать только требованиям, установленным пунктом 1 статьи 10.1 Федерального закона N 39-ФЗ.
На основании проектируемой статьи 15.15 Федерального закона N 39-ФЗ репозитарий должен создать комитет пользователей репозитарных услуг. Вместе с тем, согласно новому пункту 2 статьи 15.5 Федерального закона N 39-ФЗ репозитарную деятельность может осуществлять, в том числе центральный депозитарий. При этом на основании части 7 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 414-ФЗ "О центральном депозитарии" центральный депозитарий должен, в свою очередь, создать комитет пользователей услуг центрального депозитария. В этой связи, а также учитывая, что названный депозитарий может осуществлять репозитарную деятельность, требует уточнения рассматриваемое положение проекта о создании еще одного комитета.
Кроме того, проектом предлагается установить административную ответственность за нарушения, связанные с осуществлением репозитарной деятельности. При этом основанием для такого установления является нарушение норм, установленных "федеральными законами и (или ) нормативными актами Банка России" (новая редакция части 4 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) (статья 2 проекта), "федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами" (проектируемая часть 5 указанной статьи Кодекса), "законодательством Российской Федерации" (новая часть 6 указанной статьи Кодекса).
Согласно проектируемому пункту 4 статьи 15.5 Федерального закона N 39-ФЗ деятельность репозитария осуществляется в соответствии с Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными актами Банка России, а также с правилами осуществления репозитарной деятельности, утверждаемыми единоличным исполнительным органом репозитария, то есть коммерческой организацией (см. новый пункт 1 статьи 15.6 Федерального закона N 39-ФЗ) (статья 1 проекта).
На основании пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса административная ответственность устанавливается по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правила, утверждаемые коммерческой организацией, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации и их нарушение не является основанием для введения административной ответственности.
Дополнительно следует отметить непоследовательность проекта в части регулирования деятельности репозитария. Так, в проектируемых подпунктах 1, 2 пункта 2 статьи 15.6 Федерального закона N 39-ФЗ предусмотрено, что вышеназванные правила должны содержать, в том числе порядок направления клиентами репозитария информации в репозитарий, правила ведения реестра договоров. В новом пункте 1 статьи 15.10 Федерального закона N 39-ФЗ информация о договорах предоставляется в порядке, установленном нормативным актом Банка России, согласно проектируемому пункту 4 статьи 15.11 Федерального закона N 39-ФЗ требования к порядку ведения репозитарием реестра договоров также определяются нормативным актом Банка России.
В этой связи, для установления правомерности внесения предлагаемых изменений в Кодекс и соблюдения терминологического единообразия следует уточнить проектируемые положения Федерального закона N 39-ФЗ.
Кроме того, в отношении состава административного правонарушения, предусмотренного новой редакцией части 4 статьи 15.19 Кодекса, отмечаем, что обязанность предоставлять вышеназванную информацию возлагается на лиц, являющихся стороной договоров, указанных согласно пункту 1 статьи 15.10 Федерального закона N 39-ФЗ в нормативном акте Банка России. В соответствии с пунктом 4 этой же статьи лица, являющиеся стороной договоров, но не указанные в нормативном акте Банка России, такую информацию вправе предоставить на основании заключенного с репозитарием договора об оказании репозитарных услуг. Как представляется, диспозиция части 4 статьи 15.19 Кодекса в данной части должна быть соотнесена с положениями статьи 15.10 Федерального закона N 39-ФЗ. Помимо этого обращем внимание, что пунктом 5 статьи 15.10 Федерального закона N 39-ФЗ предоставление рассматриваемой информации возможно также иными лицами.
В новой части 5 статьи 15.19 Кодекса, на наш взгляд, следует уточнить субъект административной ответственности, осуществляющий незаконное получение, использование, разглашение информации и сведений, включенных в реестр договоров.
В новой части 5 статьи 15.19 Кодекса предусмотрена ответственность, в том числе за непредставление информации из реестра договоров Центральному банку Российской Федерации. В этой связи обращаем внимание, что в Кодексе содержится статья 19.7.3 "Непредставление информации в Банк России". В случае дополнения Кодекса специальным составом, в статье 19.7.3 Кодекса, по нашему мнению, следует сделать соответствующую оговорку.
В соответствии с нормами проекта (например, пункт 2 статьи 1, статья 3) установлены положения, относящиеся к деятельности Банка России. В этой связи, необходимо учесть требование статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которому проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Замечания юридико-технического характера по проекту переданы в Комитет Государственной думы по финансовому рынку в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.