Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 835987-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия коррупции",
внесенному депутатами Государственной Думы Российской Федерации С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым, В.Е. Шудеговым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается обязать лиц, замещающих (занимающих) должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, раскрывать сведения о наличии или отсутствии обязательств в их пользу (как кредитора) другого лица (должника). Таким образом, в законопроекте идет речь о правах требования определенных лиц. В связи с данным предложением следует иметь в виду, что в законодательстве термин "обязательство имущественного характера", исходя из статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), включает как право требования, так и долг.
Согласно проектируемой редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (статья 3 проекта) непредставление или представление недостоверных или неполных данных в сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в части "прав требований" влечет за собой признание данных обязательств ничтожными. Однако категория ничтожности не применима к обязательству. Кроме того, непредставление или представление недостоверных или неполных данных не влияют на правовую действительность сделки и не могут выступать основаниями для их оспаривания (см. параграф 2 главы 9 Кодекса). Также обращаем внимание на то, что взыскание в доход Российской Федерации всего полученного по ничтожной сделке возможно лишь, в случае, если такая сделка совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (статья 169 Кодекса). В связи с этим полагаем, что в дополнительном обсуждении нуждается предложение проекта о признании в упомянутых случаях сделок ничтожными.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.