Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 918468-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству в части вопросов, относящихся к его компетенции, рассмотрел проект федерального закона N 918468-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской законопроект разработан в целях изменения условий установления дополнительных к страховой пенсии по старости выплат - пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии) лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Российской Федерации, должности муниципальной службы (далее - государственные (муниципальные) служащие), и отдельным лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещавшиеся на постоянной основе, кроме того, постепенное увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости для данных категорий лиц до 65 лет.
Проектом федерального закона предлагается также установить единые основные условия, определяющие право на пенсионное обеспечение как федеральных государственных гражданских служащих, так и гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих.
В этих целях предполагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Законопроектом также предлагается внести изменения в Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), увеличив требования к минимальной продолжительности исполнения полномочий для права на доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в размере 55 процентов с одного года до пяти, а свыше десяти лет - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
При этом согласно переходным положениям указанные сроки не будут распространятся на членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, сложивших свои полномочия до вступления в силу Федерального закона, а для исчисления вышеуказанной ежемесячной доплаты к пенсии для депутатов Государственной Думы шестого созыва, осуществлявших свои полномочия полный срок, определен продолжительностью пять полных лет. Указанные положение также соответствуют Федеральному закону от 14 июля 2015 года N 272-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 102 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в соответствии с которым депутатам Государственной Думы шестого созыва, не избранным депутатами Государственной Думы седьмого созыва либо в органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, по 4 декабря 2016 года включительно сохраняются в том числе условия медицинского, бытового и пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом.
Комитет поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Вместе с тем, следует отметить, что в случае принятия изменений в Федеральный закон может сложиться ситуация, когда депутат Государственной Думы шестого созыва, исполнявший полномочия более 3 лет и сложивший их до 1 июля 2016 года, будет иметь право на обозначенную ежемесячную доплату в размере 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы наравне с депутатами Государственной Думы, продолжившими исполнение полномочий после предполагаемого вступления в силу рассматриваемого законопроекта при исполнении последними полномочий в течение 10 и более лет. Иная ситуация, полностью лишающая права на пенсионное обеспечение в рамках действующего законодательства, может сложиться у парламентариев шестого созыва Федерального Собрания Российской Федерации в случае, когда в рамках ротации депутатского корпуса к моменту окончания полного срока деятельности Государственной Думы шестого созыва срок осуществления ими полномочий превышает 3 года, но по объективным причинам не может составить пять полных лет.
Комитет также отмечает, что в случае принятия предлагаемых законопроектом изменений по сути будет полностью нивелирован пункт 3 статьи 44 Федерального закона, так как для народных депутатов РСФСР созыва 1990 - 1995 года, являвшихся членами Верховного Совета Российской Федерации или осуществлявших свою депутатскую деятельность в Верховном Совете Российской Федерации или в его органах на постоянной основе, исключается возможность воспользоваться правом на получение вышеуказанной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) в размере 55 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, а также пункт 2 статьи 44 в части права депутатов Совета Федерации первого созыва на получение аналогичной доплаты к пенсии.
Учитывая изложенное, Комитет полагает необходимым в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению предусмотреть соответствующие изменения, исключающие возможные коллизии проектных норм и правовых норм действующего законодательства в рамках единства статуса парламентариев.
Утверждено на заседании Комитета "9" ноября 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.