Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 830058-6 "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Свердловской области",
внесенному Законодательным Собранием Свердловской области
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел проект федерального закона N 830058-6 "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Свердловской области", внесенный Законодательным Собранием Свердловской области, и сообщает следующее.
Проект федерального закона предусматривает упразднение некоторых малосоставных судов (судов со штатной численностью 2 - 3 судьи) и создание районных судов, более крупных по численному составу судей. В этих целях законопроектом предлагается создание 3-х межрайонных судов, а также упразднение 4-х городских и 2-х районных судов Свердловской области, с одновременным созданием судебных присутствий вышеуказанных вновь создаваемых судов в соответствующих административно-территориальных единицах области.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в настоящее время на территории Свердловской области действуют Ачитский районный суд и Пышминский районный суд, штатная численность судей в каждом из которых составляет две единицы, которые по существу не могут реализовать требования Конституции Российской Федерации и положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дел коллегией из трех судей.
Вместе с тем, нагрузка судей указанных районных судов свидетельствует о нецелесообразности введения в них дополнительных единиц судей. В этом случае нагрузка на каждого из судей указанных районных судов будет значительно ниже среднеобластной. Кроме того, увеличение штатной численности судей в каждом из районных судов до минимально необходимых трех единиц потребует изыскания дополнительных помещений для судов, повлечет другие дополнительные расходы бюджетных средств на материально-техническое обеспечение судей и работников аппарата судов, что представляется нецелесообразным.
Также на территории области действует Нижнесалдинский городской суд со штатной численностью судей три единицы, анализ общей среднемесячной нагрузки на судью которого в период с 2012 по 2014 год выявил, что показатель нагрузки значительно ниже среднего областного уровня и составил в 2012 году 12,3 дела, в 2013 году - 13 дел, в 2014 году - 18,3 дела.
В случае принятия законопроекта упразднение некоторых районных (городских) судов (Ачитский районный суд, Красноуфимский городской суд, Верхнесалдинский городской суд, Нижнесалдинский городской суд, Камышловский городской суд, Пышминский районный суд) с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия вновь созданным районным судам Свердловской области (Красноуфимский районный суд, Верхнесалдинский районный суд, Камышловский районный суд) позволит равномерно распределить нагрузку судей укрупненных районных судов, что в конечном итоге приведет к сокращению сроков рассмотрения дел и повышению качества их рассмотрения.
При разработке данного законопроекта были приняты во внимание и учитывались численность населения административных образований, входящих в создаваемый судебный район, количество судей, нагрузка на них, развитость транспортной инфраструктуры, размещение иных органов власти, их территориальных подразделений, в том числе прокуратуры, следствия, судебных приставов и др.
Штатная численность судей и сотрудников аппаратов из упраздненных судов будет передана во вновь созданные районные суды.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона позволит без увеличения штатной численности судей Свердловской области равномерно распределить нагрузку судей.
Комитет отмечает, что принятие законопроекта будет способствовать соблюдению статьи 47 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Создание более крупных по своему составу районных судов позволит ввести специализацию судей по рассмотрению отдельных категорий дел, введение которой является одним из самых эффективных направлений совершенствования правосудия.
Следует отметить, что согласно части 2 статьи 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, в составе Камышловского районного суда законопроектом предусматривается образование постоянного судебного присутствия в рабочем поселке Пышма Пышминского района Свердловской области, в составе Красноуфимского районного суда - постоянного судебного присутствия в рабочем поселке Ачит Ачитского района Свердловской области.
При этом представляется целесообразным предложение субъекта законодательной инициативы, не предусматривающее образование в составе Верхнесалдинского районного суда Свердловской области постоянного судебного присутствия в городе Нижняя Салда Свердловской области, поскольку расстояние между городами Верхняя Салда и Нижняя Салда Свердловской области составляет около 12 километров и имеется постоянное автомобильное сообщение.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона не повлечет за собой ограничение доступности правосудия для граждан.
При подготовке законопроекта ко второму чтению следует учесть практику юридико-технического оформления, сложившегося при принятии аналогичных норм в отношении реорганизуемых судов и отдельно создаваемых в них судебных присутствий.
Учитывая вышеизложенное, Комитет полагает целесообразным поддержать представленную законодательную инициативу, поскольку ее принятие позволит совершенствовать судебную и организационную деятельность судов общей юрисдикции Свердловской области, обеспечить необходимый уровень доступности осуществления правосудия в вышеуказанных населенных пунктах, что будет способствовать более эффективному отправлению правосудия в данном субъекте Российской Федерации в целом.
Правительство Российской Федерации поддерживает указанный законопроект с замечаниями аналогичного характера.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе проект федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Свердловской области", внесенный Законодательным Собранием Свердловской области, принять в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета "18" ноября 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.