Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 850423-6 О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается уточнить процедуру выдвижения кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - высшего должностного лица субъекта Российской Федерации), установленную абзацем восьмым пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающую поддержку выдвижения кандидата политической партией и выдвижения кандидата в порядке самовыдвижения от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 законопроекта предлагается распространять данное требование только на те политические партии, которые не представлены в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, уточнив при этом, что кандидату на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, выдвинутому политической партией, представленной в законодательном (представительном) органе государственной власти того же субъекта Российской Федерации, не требуется получение поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.
Корреспондирующие изменения предлагается также внести в статью 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как ранее отмечал Комитет в заключениях к проектам федеральных законов N 625207-6, N 629965-6 и N 629992-6, проектируемые нормы противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.12.2012 г. N 32-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", согласно которой действующие нормы, регулирующие процедуру выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации. В мотивировочной части указанного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации пояснил, что "законодательно установленные требования не должны использоваться ни в целях создания необоснованных преимуществ кандидатам, представляющим определенную политическую силу, ни для произвольного исключения из избирательного процесса кандидатов, находящихся в оппозиции, - иное нарушало бы принципы демократии, политического многообразия и многопартийности (статья 1; статья 13, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации), из которых следует недопустимость монополизации власти и необходимость существования оппозиции, а также принцип равноправия (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации)".
Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание, что выражение мнения муниципального сообщества относительно выдвигаемых политическими партиями кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в виде волеизъявления поддержки соответствующих выборных лиц тому или иному кандидату создают дополнительные условия для надлежащего гарантирования прав граждан, проживающих на данной территории, и осуществления ими права на местное самоуправление.
По мнению Комитета, политическая партия, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов (либо спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты) на ближайших предыдущих выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти иных субъектов Российской Федерации может не обладать достаточной поддержкой в соответствующих муниципальных образованиях. В этих случаях кандидат, выдвинутый такой партией, будет иметь необоснованное преимущество по отношению к другим кандидатам, что создаст условия для нарушения конституционного принципа свободного участия граждан в управлении делами государства.
Комитет подтверждает свою позицию, высказанную ранее в отношении проектов федеральных законов N 625207-6, N 629965-6 и N 629992-6, что предлагаемые нормы изменяют правовой смысл норм, предусматривающих квалифицированный отбор кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и не согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.12.2012 N 32-П.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает Государственной Думе отклонить указанный законопроект.
Утверждено на заседании Комитета 26 ноября 2015 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.