Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 846970-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности",
внесенный Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики, депутатом Государственной Думы М.Е. Старшиновым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить часть 1 статьи 3.2, статью 14.1 и статью 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новым видом административного наказания - аннулирование специального разрешения (лицензии). Данный вид наказания предлагается установить за повторное осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а также деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Правовая природа аннулирования лицензии определена Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 2 июня 2004 года N 10, пункт 20 которого содержит разъяснения о том, что аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться права и законные интересы участников экономического процесса.
Таким образом, полагаем, что предложение о введении в качестве административного наказания аннулирования лицензии представляется излишним.
Кроме того, Кодексом предусмотрен комплекс мер административного воздействия, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в сфере лицензирования.
Например, часть 4 статьи 14.1, а также часть 4 статьи 19.20 Кодекса в числе мер административного воздействия, помимо штрафных санкций, максимальный размер одной из которых составляет сто пятьдесят тысяч рублей, предусматривает также и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Следует отметить, что для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, данный вид административного наказания представляется наиболее значительным.
В связи с этим в этой части законопроект не может быть поддержан.
Также законопроектом предлагается изложить в новой редакции пункт 3 части 7 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", установив в качестве основания для отказа в предоставлении лицензии на оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; медицинскую и фармацевтическую деятельность - представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на вид деятельности, в отношении которой ранее выданная данному соискателю лицензия была аннулирована.
Комитет отмечает, что проблема употребления в немедицинских целях лекарственных препаратов, оказывающих на организм человека психологическое или физическое воздействие, а также вызывающих привыкание, действительно заслуживает внимания.
Вместе с тем, проблема безрецептурного отпуска рецептурных лекарственных препаратов из аптечных организаций гораздо шире обозначенной в законопроекте (например, в части неконтролируемого отпуска антибактериальных, стероидных, гормональных и других препаратов), что может потребовать дополнительного уточнения положений Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует субъекту права законодательной инициативы доработать текст законопроекта в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы с учетом высказанных замечаний и предложений.
Утверждено на заседании Комитета "26" ноября 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.