Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 888059-6 "О внесении изменений в статьи 29 и 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, В.И. Кашиным, А.Ю. Русских, Н.В. Арефьевым, И.И. Никитчуком
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), установив правило, согласно которому кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной комиссии не более чем пять раз. Кроме того, в соответствии с проектируемыми нормами корректируется статья 30 Федерального закона N 67-ФЗ, предполагающая, что один зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, общественное объединение, инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в избирательную комиссию не более 5 наблюдателей, которые могут поочередно осуществлять наблюдение в помещении соответствующей комиссии.
Корреспондирующие изменения по ограничению числа наблюдателей предлагается внести также в Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Пунктом 24 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что срок полномочий членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, и политическими партиями, спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 названного Федерального закона, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. В соответствии с этим правилом на практике может возникнуть ситуация, когда за период осуществления своих полномочий, который весьма длителен (4 или 5 лет), избранный кандидат или соответствующее избирательное объединение, партия неоднократно вынуждены будут прекращать полномочия назначенных ими членов комиссий с правом совещательного голоса, например, по причине болезни или по иным обстоятельствам.
Аналогичная ситуация возможна и в отношении членов комиссий, назначенных впервые участвующими в выборах кандидатами, избирательными объединениями, политическими партиями в период проведения избирательной кампании.
Проект федерального закона не содержит положений, из которых можно было бы определить срок налагаемого ограничения, следствием чего может стать ситуация, в которой по различным обстоятельствам кандидат, избирательное объединение, политическая партия останутся фактически без своего представителя в избирательной комиссии.
Кроме того, следует отметить, что корреспондирующие положения о порядке назначения и правовом статусе наблюдателей и членов комиссий с правом совещательного голоса содержатся в Федеральном законе от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и Федеральном законе от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
Согласно конституционному принципу гласности при организации и проведении выборов действующими нормами предусмотрено, что наблюдатели выполняют важнейшую функцию по осуществлению контроля за законностью выборов.
Вместе с тем, Комитет полагает, что с учетом сформировавшейся практики, когда в единый день голосования проводятся выборы более, чем по 4 бюллетеням, присутствие неограниченного числа наблюдателей, регулярно сменяющих друг друга в течение дня голосования, может серьёзно затруднить работу избирательной комиссии и таким образом создать препятствия для реализации избирателями своего активного избирательного права. Исходя из этого обстоятельства, предложение об ограничении максимального числа наблюдателей от одного участника избирательного процесса представляется обоснованным.
Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта, вместе с тем отмечая, что предлагаемые нормы нуждаются в конкретизации, и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.