Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 928260-6 "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Я.Е. Ниловым, М.М. Абасовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Статьей 1 проекта федерального закона (далее - проект) предлагается дополнить пункт 1 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации абзацем следующего содержания: "В случаях, предусмотренных законом, доверительным управляющим может быть некоммерческая организация в организационно-правовой форме фонда (статья 123.17 настоящего Кодекса)". Между тем, как следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 1015 ГК РФ и статьи 1026 ГК РФ фонд, как и иная другая некоммерческая организация (за исключением учреждения), вправе выступать в качестве доверительного управляющего в случае, когда доверительное управление имуществом учреждено по основаниям, предусмотренным законом.
Статьей 2 проекта предлагается дополнить Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" статьей 22, согласно которой положения пункта 4 статьи 222 ГК РФ не распространяются на самовольные постройки, относящиеся в соответствии с федеральным законом к имуществу религиозного назначения, а также предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующие с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс. В связи с этим отмечаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка не является объектом гражданского права, а лицо, осуществившее такую постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе ею распоряжаться. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Как следует из правовой позиции, отраженной в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, а также прокурор в публичных интересах или уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. Из пункта 4 статьи 222 ГК РФ следует, что если самовольная постройка создана, возведена на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, органы местного самоуправления городского округа (муниципального района) вправе принять решение о сносе самовольной постройки. При этом данная норма не содержит каких-либо исключений, исходя из статуса правонарушителя. Полагаем, что статья 2 проекта нуждается в дополнительном обосновании, поскольку нарушается принцип равенства участников гражданского оборота.
Статьей 3 проекта предлагается внести изменения в Федеральный закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), в том числе вводится ограничение права религиозной организации распоряжаться находящимся у неё в собственности недвижимым имуществом богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия, и особо ценным движимым имуществом богослужебного назначения. При этом неясно, придается ли такому имуществу режим объекта, ограниченного в обороте. Кроме того, наделение религиозной организации правом самостоятельно устанавливать критерии отнесения имущества религиозной организации к особо ценному движимому имуществу богослужебного назначения может негативно сказаться на стабильности оборота, поскольку сделка, совершенная в отношении такого имущества с иными хозяйствующими субъектами в силу статьи 168 ГК РФ будет являться недействительной.
В проектируемом пункте 2.1 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ следует уточнить, что подразумевается под необходимостью управления имуществом и в связи с чем такая необходимость возникает, а также пояснить, требуется ли для учреждения доверительного управления получение предварительного согласия уполномоченного органа религиозной организации (см. проектируемый пункт 3 статьи 10 Федерального закона N 125-ФЗ).
В проектируемом пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 125-ФЗ нуждается в соотнесении состав религиозного имущества, указанный в первом абзаце, и определение такого имущества, данное в абзаце втором (например, не ясно, что понимается под предметами религиозного назначения).
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.