Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 811646-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 811646-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Законопроект в основном направлен на совершенствование порядка осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, установление порядка признания безнадежными к взысканию и списанию платежей в бюджет, не уплаченных в установленный срок, административных штрафов, уплата или взыскание которых невозможны, на приведение в соответствие норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".
В связи с этим в Бюджетный кодекс вносятся следующие изменения.
1. Вносимые в статьи 157, 160.2-1, 266.1, 268.1, 269.2, 270.2, 306.2 и 306.4 Бюджетного кодекса изменения направлены на совершенствование условий осуществления государственного (муниципального) финансового контроля и позволят органам государственного (муниципального) финансового контроля осуществлять контроль за:
- достижением главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты, целевых показателей (индикаторов) и заданных результатов их использования;
- соблюдением юридическими лицами условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также государственных (муниципальных) контрактов;
- соблюдением юридическими лицами целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц.
Также законопроектом предусматривается:
- проведение государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляемого финансовыми органами, главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, на всех стадиях бюджетного процесса, а не только за использованием бюджетных средств;
- обеспечение реализации полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по анализу осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (с предоставлением в полном объеме информации и документов, запрашиваемых соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля);
- обязанность объектов контроля не воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
- уточнение порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, который должен содержать права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц).
2. В связи с проблемами в правоприменительной практике законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2017 года действие норм Бюджетного Кодекса (статьи 306.2 и 306.4), предусматривающих применение бюджетной меры принуждения в виде назначения уполномоченного по бюджету в случае совершения бюджетного нарушения главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств.
Как отмечается в пояснительной записке, в дальнейшем (при принятии новой редакции Бюджетного кодекса) предлагается заменить данную меру на введение жестких условий санкционирования оплаты денежных обязательств нарушителей, осуществляемого органами Федерального казначейства.
3. В целях урегулирования вопросов признания неуплаченных платежей в бюджет безнадежными к взысканию предлагается дополнить Бюджетный кодекс новой статьей 47.2, которой устанавливается перечень оснований для признания безнадежными к взысканию неуплаченных административных штрафов и иных платежей в бюджет, не являющихся налогами, сборами, таможенными платежами и страховыми взносами, а также возлагает на администраторов доходов бюджетов полномочия по принятию решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.
Кроме того, законопроектом в статье 4 вводится отдельная норма, устанавливающая, что признаются безнадежными к взысканию административные штрафы, не уплаченные по состоянию на 1 января 2015 года юридическими лицами, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, и не находятся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям: если невозможно установить местонахождение должника, его имущества и если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
4. Законопроектом предусматривается порядок составления и направления объектам контроля представлений и предписаний в отношении органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а в отношении органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля устанавливается, что действует порядок, предусмотренный Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Также законопроектом предусматривается ряд других изменений.
1. В целях повышения качества прогнозирования доходов бюджетов и поступлений по источникам финансирования дефицитов бюджетов вносятся изменения в статьи 160.1 и 160.2 Бюджетного кодекса, которыми полномочия участников бюджетного процесса дополняются положениями, предусматривающими утверждение главными администраторами доходов бюджетов методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета - методик прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с общими требованиями к таким методикам при условии определения таких требований Правительством Российской Федерации.
2. Уточняются положения статей 236, 242, 264.7 и 264.10 Бюджетного кодекса, в соответствии с которыми средства федерального бюджета могут быть размещены на депозитах в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, что позволит расширить для Федерального казначейства круг участников данных операций, а также создать для Внешэкономбанка дополнительный источник привлечения ресурсов и увеличить финансирование инвестиционных проектов.
Также предусматривается, что субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительные требования к кредитным организациям, в которых размещаются временно свободные средства бюджетов субъектов Российской Федерации, то есть не ниже уровня требований, установленных Правительством Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
3. Законопроектом предусматривается сохранить положение статьи 217 Кодекса, в соответствии с которым при составлении и ведении сводной бюджетной росписи федерального бюджета ее показатели утверждаются по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета, и которое должно было утратить силу с 1 января 2016 года (в связи с чем исключается абзац пятый подпункта "в" пункта 39 статьи 1 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 311-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации").
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в статьи 7, 8 40, 41 и 56 Бюджетного кодекса, предусматривающие зачисление торгового сбора в бюджеты городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В связи с этим следует отметить, что указанные изменения в Бюджетный кодекс уже внесены Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 301-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" и при подготовке законопроекта ко второму чтению данные нормы необходимо исключить.
В своем заключении Счетная палата Российской Федерации поддерживает концепцию законопроекта и вместе с тем отмечает ряд вопросов, которые необходимо уточнить при доработке законопроекта во втором чтении:
- об уточнении положений новой статьи 47.2 Бюджетного кодекса в части закрепления бюджетного полномочия по принятию решения о списании (восстановлении) задолженности по платежам в бюджет;
- об уточнении формулировки нормы пункта 4 статьи 157 Бюджетного кодекса, предусматривающей обязанность главных администраторов средств федерального бюджета предоставлять информацию и документы, запрашиваемые Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в части не распространения ее действия на органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;
- об установлении общих требований к методикам прогнозирования поступлений доходов в бюджет и прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 160.1);
- о сохранении нормы пункта 2 статьи 266.1, предусматривающей, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и согласующейся с положениями Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации";
- об обосновании срока направления органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля финансовому органу уведомления о применении бюджетных мер принуждения (не позднее 60 календарных дней после даты окончания проверки).
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам поддерживает проект федерального закона N 811646-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.