Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 776160-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части установления случаев обязательного страхования лесного участка",
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, М.В. Емельяновым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 776160-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части установления случаев обязательного страхования лесного участка", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, М.В. Емельяновым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 9 и 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс), в соответствии с которыми обязательным условием договоров о передаче лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на правах, установленных в Кодексе (в том числе на праве аренды), является условие о страховании передаваемого лесного участка со всеми имеющимися на таком участке лесными насаждениями.
Комитет считает, что предлагаемые законопроектом изменения не могут быть поддержаны по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательное страхование - страхование в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц.
Таким образом, предлагаемый законопроект вводит требование об обязательном страховании находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных в пользование лесных участков.
Пункт 4 статьи 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" устанавливает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. При этом федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие в том числе субъектов страхования; объекты, подлежащие страхованию; перечень страховых случаев; минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения; срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов); срок действия договора страхования; контроль за осуществлением страхования и другие.
В настоящее время приняты и действуют ряд федеральных законов, содержащих в том или ином объеме положения, касающиеся обязательного страхования в различных сферах общественных отношений, в частности, Федеральный закон от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
Рассматриваемым же законопроектом предусмотрена лишь отсылочная норма, в соответствии с которой все существенные условия обязательного страхования лесных участков определяются федеральным законодательством Российской Федерации.
При этом согласно пояснительной записке к законопроекту разработка и внесение на рассмотрение Государственной Думы соответствующего федерального закона, утверждающего такие условия, возлагается на Правительство Российской Федерации и должно быть осуществлено не позднее трех месяцев после вступления в силу проекта настоящего федерального закона.
Таким образом, по мнению Комитета, законопроект не обеспечивает требуемую полноту, ясность и определенность вводимого правового регулирования.
Кроме того, в соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту его принятие не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета. При этом не учитывается, что распространение в соответствии с законопроектом требования об обязательном страховании лесных участков на лиц, использующих их на праве постоянного бессрочного пользования, с учетом положений статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации может привести к дополнительным расходам федерального бюджета на содержание органов государственной власти, государственных учреждений (бюджетных, казенных, автономных), владеющих лесными участками на указанном праве.
На законопроект поступило заключение Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (не поддерживает концепцию законопроекта). Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, представившие отзывы на законопроект, не рекомендуют его к принятию в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 776160-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части установления случаев обязательного страхования лесного участка", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, М.В. Емельяновым, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Первый заместитель |
И.И. Никитчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.