Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1029618-6 "О независимой оценке квалификации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О независимой оценке квалификации" (далее - законопроект) подготовлен в рамках реализации поручений Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N Пр-1798 (пункт 11), от 26 декабря 2013 г. N Пр-3050 (пункт 5), от 20 февраля 2015 г. N Пр-285 (подпункт "б" пункта 2), от 30 января 2016 г. N Пр-174 (подпункт "а" пункта 1).
В настоящее время регулирование вопросов сертификации квалификации работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" в рамках создания систем добровольной сертификации по отдельным профессиям (областям профессиональной деятельности) и в отдельных сферах деятельности на основании отраслевого законодательства. В то же время профессиональные стандарты исключены из сферы действия данного закона, поэтому требуется установление правовых основ независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам (далее - оценка квалификации).
В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные стандарты характеризуют квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
В связи с повышением требований к квалификации работников и постоянным обновлением компетенций работников возникает необходимость совершенствования подходов к оценке квалификации. Полученные в рамках непрерывного образования, в том числе на производстве, компетенции работников требуют подтверждения, которое имело бы универсальное признание.
Понятие оценки квалификации (сертификации) в международной практике представляется как процесс и результат независимой (обычно экспертной) оценки квалификации работника, в том числе признание неформального образования и обучения, в организации, имеющей данные полномочия. Услуги по оценке квалификации являются платными. При этом международный опыт (Великобритания, Франция, Канада и другие страны) свидетельствует о том, что развитие системы оценки квалификации работников осуществляется с помощью государственной поддержки.
Законопроект предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам (далее - система независимой оценки квалификации), основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.
Координатором системы независимой оценки квалификации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет), полномочия которого определены Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249.
В целях организации работы по оценке квалификации в определенном виде профессиональной деятельности создаются советы по профессиональным квалификациям (далее - советы) на общероссийском уровне на базе отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей или ассоциации, представляющих профессиональные сообщества.
Советы наделяются решением Национального совета полномочием по отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации (далее - центры оценки квалификации).
Центры оценки квалификации проводят оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформляют ее результаты.
Обеспечение практической деятельности Национального совета, советов, центров оценки квалификации осуществляет национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, в состав которой в качестве соучредителей входят общероссийские объединения работодателей, заинтересованные общероссийские объединения профсоюзов и Российская Федерация, функции и полномочия учредителя от имени которой осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.
Национальное агентство развития квалификаций формирует и осуществляет ведение информационно-справочного ресурса "Реестр независимой оценки квалификаций" (далее - Реестр), который включает в себя в том числе сведения о советах, центрах оценки квалификации, сведения о наименованиях квалификаций и положениях профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.
В целях обеспечения единого подхода в работе советов, центров оценки квалификации Минтруд России после одобрения Национальным советом утверждает примерное положение о совете, требования к центрам оценки квалификации, форму бланка свидетельства о квалификации, положение об апелляционной комиссии, положения о проведении профессионального экзамена и о разработке оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов, порядок формирования и ведения Реестра.
Оценка квалификации по инициативе соискателя проводится за счет средств соискателя либо иных физических и (или) юридических лиц.
В связи с принятием законопроекта предусматривается внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования порядка направления работодателями работников (с их письменного согласия) на прохождение оценки квалификации, а также предоставления гарантий и компенсаций в период прохождения оценки квалификации.
По итогам профессионального экзамена соискателям выдается свидетельство о квалификации либо, в случае неудовлетворительного прохождения экзамена, заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю.
Оценка квалификации является добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу.
В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации предусматривается внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Законопроект учитывает практику работы в сфере оценки квалификации Национального совета и советов. Так, за 2015 год создано 50 центров оценки квалификации, прошли оценку квалификации 4,6 тыс. человек.
По информации Минтруда России, внедрение оценки квалификации создаст условия для обеспечения к 2018 году потребности в квалифицированных кадрах, прежде всего в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в строительстве и машиностроении, а также для сокращения сроков повышения квалификации и переподготовки кадров не менее чем на 10% за счет уточнения образовательных программ и тем самым позволит снизить расходы работодателей и бюджетов всех уровней на данные цели в среднем на 3,5 млрд. рублей ежегодно. Кроме того, оценка квалификации будет способствовать снижению аварийности и соблюдению технологических режимов производства (так, по данным саморегулируемой организации "Некоммерческое партнерство "Национальное агентство контроля сварки", оценка квалификации по профессиям сварки способствовала снижению аварийности на 20 - 25% на объектах "Газпрома" и "Роснефти").
Законопроектом предусмотрено, что в случае, если федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок оценки квалификации, чем установлен законопроектом, оценка квалификации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (например, порядок оценки квалификации педагогических, медицинских работников, кадастровых инженеров и других работников).
В целях создания условий для формирования системы независимой оценки квалификации Общероссийскому объединению работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" в 2016 году предусмотрено выделение средств в объеме 300 млн. рублей (Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год"). На последующие годы объем государственной поддержки системы независимой оценки квалификации будет определяться в рамках бюджетного процесса.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О независимой оценке квалификации"
Принятие Федерального закона "О независимой оценке квалификации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Финансирование расходов на создание системы оценки профессиональных квалификаций в 2016 году в объеме 300 млн. рублей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1474 "Об утверждении Правил предоставления в 2016 году Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии Общероссийскому объединению работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" на организацию разработки и актуализации профессиональных стандартов для коммерческих организаций, внедрение и сопровождение системы оценки профессиональных квалификаций, в том числе на разработку и ведение информационно-справочных ресурсов, а также на обучение экспертов по оценке квалификации".
Дополнительных средств на указанные цели в 2016 году не потребуется.
На последующие годы объем государственной поддержки системы оценки профессиональных квалификаций за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации будет определяться в рамках бюджетного процесса.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"
Принятие Федерального закона "О независимой оценке квалификации" потребует внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования порядка направления работодателями работников на прохождение оценки квалификации и предоставления гарантий и компенсаций в период прохождения оценки квалификации, а также в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отнесения расходов работодателей на оценку квалификации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг), и отнесения расходов граждан на оценку квалификации к социальным налоговым вычетам.
Проекты федеральных законов "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации" и "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации", которые вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона "О независимой оценке квалификации".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"
Принятие Федерального закона "О независимой оценке квалификации" потребует:
1. Внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям".
Ответственный исполнитель - Минтруд России, соисполнители - Минфин России, Минобрнауки России.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Минтруд России, соисполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Принятия постановления Правительства Российской Федерации о порядке проведения профессионального экзамена Ответственный исполнитель - Минтруд России, соисполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Принятия распоряжения Правительства Российской Федерации о вхождении Минтруда России в состав учредителей национального агентства развития квалификаций.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, соисполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Принятия приказов Минтруда России:
об утверждении примерных положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения полномочиями и прекращения полномочий советов по профессиональным квалификациям;
об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации, технических требований к нему, порядка его изготовления и формы заключения о прохождении профессионального экзамена;
об утверждении требований к центрам оценки квалификации и порядка отбора организаций для наделения их полномочиями центров оценки квалификации и прекращения полномочий;
об утверждении положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с проведением профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;
об утверждении положения о разработке перечня наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям;
об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов;
об утверждении порядка формирования и ведения реестра независимой оценки квалификации, перечня сведений, содержащихся в реестре, и порядка доступа к указанным сведениям;
об утверждении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере оценки квалификации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.