Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1029636-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта федерального закона.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в порядке законодательной инициативы.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект федерального закона. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
Принятый в ноябре 2007 г. Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) заложил основу законодательного регулирования деятельности, осуществляемой в морских портах, и дальнейшего развития морских портов.
По результатам правоприменительной практики по реализации норм Федерального закона выявилась необходимость внесения ряда изменений в Федеральный закон и иные федеральные законы, касающиеся строительства и расширения морских портов, государственного регулирования деятельности в морских портах, земельных и имущественных отношений.
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон, а также Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и иные законодательные акты (далее - законодательные акты) в целях совершенствования регулирования деятельности в морских портах и приведения правовых норм к единообразию.
Проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон по следующим направлениям:
государственное регулирование деятельности в морских портах;
обеспечение безопасности в морских портах;
оказание услуг в морских портах;
регулирование земельных отношений в морских портах;
регулирование имущественных отношений в морских портах.
Основной целью внесения изменений в иные законодательные акты является изменение положений законодательных актов, не соответствующих положениям Федерального закона и проекта федерального закона. Указанные изменения не меняют общую концепцию законодательных актов, а вносимые изменения и дополнения будут способствовать повышению эффективности их реализации.
Проектом федерального закона вносятся уточнения в статью 4 Федерального закона в части изложения понятия "объекты инфраструктуры морского порта" в редакции, согласованной с понятием "морской порт", предусмотренным статьей 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Соответствующие изменения в статью 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрены статьей 2 проекта федерального закона.
Нормы статей 5 и 6 Федерального закона приведены в соответствие с последними изменениями в гражданское и земельное законодательство Российской Федерации.
В части 2 статьи 1 законопроекта вводится понятие "территория морского порта", а также предусматривается положение об установлении и изменении границ территории морского порта в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
В целях реализации Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года частью 8 статьи 1 проекта федерального закона предусмотрена возможность эксплуатации морского терминала при наличии в морском порту средств для приема судовых отходов, образующихся в процессе эксплуатации судна, и отходов, связанных с грузом, подлежащих сдаче с судна в морском порту. Данное положение позволит инкорпорировать нормы международного права в российское законодательство в целях формирования правовых основ обращения с судовыми отходами в целях предотвращения загрязнения морских вод.
Частью 9 статьи 1 проекта федерального закона предлагается исключить норму, предусматривающую утверждение федеральным органом исполнительной власти в области транспорта правил оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему (пункт 2 части 3 статьи 17 Федерального закона), в связи с тем, что порядок оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему регулируется частью 9 статьи 17 и статьей 19 Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 1 законопроекта часть 3 статьи 19 Федерального закона дополняется новым портовым сбором ("аварийно-спасательным"), который включает в себя расходы на обеспечение предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, несение аварийно-спасательной готовности в морском порту (в части обычных видов деятельности, в том числе бункеровки судов, но не включающих в себя расходы по обеспечению работы морских терминалов по перевалке углеводородов), а также расходы на содержание морского спасательно-координационного центра, обеспечивающего координацию операций по поиску и спасанию судов в границах поисково-спасательных районов.
В целях упорядочения взаимоотношений между операторами морских терминалов и железнодорожными перевозчиками проектом федерального закона предусмотрены нормы, вносящие изменения в статьи 21 и 27 Федерального закона, а также статьи 57 и 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с новой редакцией статьи 28 Федерального закона в составе земель морского транспорта выделены земли морского порта, правовой режим которых устанавливается земельным законодательством Российской Федерации. В части 3 указанной статьи установлены случаи, когда земельные участки в границах территории морского порта могут находиться в собственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан. Статьей 3 законопроекта соответствующие поправки внесены в статью 90 Земельного кодекса Российской Федерации.
В целях исключения двоякого толкования положений части 3 статьи 29 Федерального закона частью 16 статьи 1 проекта федерального закона предлагается ввести норму, уточняющую объекты инфраструктуры морского порта, на которые распространяется действие части 3 Федерального закона.
Часть 17 статьи 1 проекта федерального закона содержит нормы, возлагающие на федеральный орган в области рыболовства полномочия в отношении федерального имущества морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, аналогичные полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта.
В действующей редакции части 3 статьи 31 Федерального закона предусмотрено, что размер арендной платы за земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и на которых расположены портовые гидротехнические сооружения или которые предоставлены для строительства этих сооружений, не должен превышать сумму, рассчитанную исходя из установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ставки земельного налога для земель транспорта. Учитывая социальную значимость предприятий, осуществляющих деятельность на территории морских портов, для экономики страны и отдельных регионов, частью 18 статьи 1 проекта федерального закона предлагается распространить действие данной нормы на земельные участки, которые находятся в федеральной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах морского порта, на которых расположены объекты инфраструктуры морского порта, находящиеся в федеральной собственности, или которые предоставлены для строительства и (или) реконструкции этих объектов.
По результатам практики заключения договоров аренды в соответствии с Федеральным законом выявилась необходимость внесения изменений в статью 31 Федерального закона, таких как изменение срока аренды объекта инфраструктуры, установление обязанности заключения договоров обязательного страхования арендованного имущества, условия сдачи арендатором объекта инфраструктуры в субаренду. Соответствующие изменения предусмотрены частью 18 статьи 1 проекта федерального закона.
Практически в каждом морском порту располагаются объекты инфраструктуры морского порта (автомобильные подъездные пути, инженерные коммуникации и др.), отвечающие признаку смежности с объектами федерального недвижимого имущества, сдаваемого в аренду, но не участвующие непосредственно или косвенно в технологическом процессе оказания услуг на сдаваемом в аренду объекте инфраструктуры, так как сами по себе указанные объекты инфраструктуры не обеспечивают целевого использования объекта инфраструктуры, сдаваемого в аренду. В связи с этим частью 18 статьи 1 проекта федерального закона устанавливается, что заключение о наличии неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта не может быть выдано только на основании неразрывной связи между объектами инфраструктуры морского порта, предназначенными для сдачи в аренду и относящимися к объектам инфраструктуры общего пользования автомобильными и железнодорожными подъездными путями, линиями связи, устройствами тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерными коммуникациями. Кроме того, данной частью проекта федерального закона предусмотрено утверждение федеральным органом исполнительной власти в области транспорта критериев неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта, находящихся в государственной собственности, со смежным объектом инфраструктуры морского порта, принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
В целях недопущения злоупотребления правом на заключение нового договора аренды без проведения конкурса (аукциона) лицом, которому принадлежит смежный объект инфраструктуры морского порта на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и с которым договор аренды объекта инфраструктуры морского порта был расторгнут в связи с нарушением условий указанного договора, предлагается дополнить часть 11 статьи 31 Федерального закона нормой, предусматривающей нераспространение на данного арендатора положений указанной части Федерального закона.
В целях совершенствования конкурсных процедур частью 18 статьи 1 проекта федерального закона предусмотрено дополнение части 12 статьи 31 Федерального закона положением, устанавливающим возможность заключения договора аренды с единственным участником конкурса (аукциона) в случае признания конкурса (аукциона) несостоявшимся.
Статья 31 Федерального закона дополняется частью 14, предусматривающей установление порядка сдачи в аренду федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области рыболовства по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Статья 31 Федерального закона дополняется частью 14" следует читать "Часть 14 статьи 31 Федерального закона дополняется абзацем"
В соответствии с проектной документацией земельные участки предоставляются в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для размещения отдельных объектов инфраструктуры морского порта. В связи с этим предлагается в частях 2 и 3 статьи 32 Федерального закона заменить понятие разрешенного использования для размещения морского порта на разрешенное использование для размещения объектов инфраструктуры морского порта.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Принятие проекта федерального закона не предполагает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Предлагаемые изменения вносятся в Федеральный закон для уточнения и доработки действующих норм в целях регулирования правоотношений, возникающих при осуществлении различных видов деятельности в морских портах, недостаточно урегулированных Федеральным законом, или по результатам правоприменительной практики признанных нуждающимися в дальнейшем совершенствовании.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Принятие проекта федерального закона не предполагает изменений и дополнений полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и последующая реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, а также не повлечет сокращения доходов бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует внесения изменений в иные федеральные законы.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих Признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу и приостановления нормативных правовых актов.
После вступления указанного Федерального закона в силу потребуется внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444 "Об утверждения Положения о Федеральном агентстве по рыболовству".
Исполнитель - Минсельхоз России, срок исполнения - в течение 6 месяцев с даты вступления федерального закона в силу.
Цель нормативного правового акта: определение компетенции федерального органа исполнительной власти.
Предмет нормативного правового акта: наделение федерального органа исполнительной власти полномочиями по осуществлению функций, указанных в части 3 статьи 30 Федерального закона, в отношении федерального имущества морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.
Содержание нормативного правового акта: дополнения в Положение о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444, об осуществлении полномочий, указанных в части 3 статьи 30 Федерального закона, в отношении федерального имущества морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.
2. Приказ Минтранса России от 31 октября 2012 г. N 387 "Об утверждении перечня портовых сборов в морских портах Российской Федерации".
Исполнитель - Минтранс России, срок исполнения - в течение 6 месяцев с даты вступления федерального закона в силу.
Цель нормативного правового акта: дополнение Перечня портовых сборов в морских портах Российской Федерации.
Предмет нормативного правового акта: включение в Перечень портовых сборов в морских портах в Российской Федерации нового портового сбора - аварийно-спасательного.
Содержание нормативного правового акта: дополнение Перечня портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 31 октября 2012 г. N 387, аварийно-спасательным сбором.
3. Приказ ФСТ России от 20 декабря 2007 г. N 522-т/1 "Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации".
Исполнитель - ФАС России, срок исполнения - в течение 6 месяцев с даты вступления федерального закона в силу.
Цель нормативного правового акта: установление ставки нового портового сбора.
Предмет нормативного правового акта: установление ставки аварийно-спасательного сбора в морских портах Российской Федерации.
Содержание нормативного правового акта: включение в утвержденные ставки портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, ставки аварийно-спасательного сбора.
После вступления в силу указанного Федерального закона потребуется принятие следующих нормативных правовых актов:
1. Проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке установления и изменения границ территории морского порта".
Исполнитель - Минтранс России, срок исполнения - в течение 6 месяцев с даты вступления федерального закона в силу.
Цель нормативного правового акта: определить порядок, в соответствии с которым осуществляются процедуры по установлению и изменению границ территории морского порта.
Предмет нормативного правового акта: установить порядок установления и изменения границ морского порта.
Содержание нормативного правового акта: проектом постановления Правительства Российской Федерации предполагается утвердить порядок установления и изменения границ морского порта.
2. Проект постановления Правительства Российской Федерации "О содержании, порядке подготовки и принятия решения о создании морского порта".
Исполнитель - Минтранс России, срок исполнения - в течение 6 месяцев с даты вступления федерального закона в силу.
Цель нормативного правового акта: установление содержания, порядка подготовки и принятия решения о создании морского порта.
Предмет нормативного правового акта: определение порядка подготовки и принятия решения о создании морского порта, а также его содержания.
Содержание нормативного правового акта: проектом постановления Правительства Российской Федерации предполагается утвердить содержание, порядок подготовки и принятия решения о создании морского порта.
3. Проект приказа Минтранса России "Об утверждении Перечня объектов инфраструктуры морского порта".
Исполнитель - Минтранс России, срок исполнения - в течение 6 месяцев с даты вступления федерального закона в силу.
Цель нормативного правового акта: формирование перечня объектов инфраструктуры морского порта.
Предмет нормативного правового акта: установить подробный перечень объектов, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта.
Содержание нормативного правового акта: приказом Минтранса России предполагается установить перечень объектов инфраструктуры морского порта.
4. Приказ Минтранса России "Об утверждении Критериев неразрывной связи находящихся в государственной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов инфраструктуры морского порта со смежным объектом инфраструктуры морского порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления".
Исполнитель - Минтранс России, срок исполнения - в течение 6 месяцев с даты вступления федерального закона в силу.
Цель нормативного правового акта: определение критериев неразрывной связи находящихся в государственной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов инфраструктуры морского порта со смежным объектом инфраструктуры морского порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Предмет нормативного правового акта: установление критериев, на основании которых Росморречфлотом может быть сделан вывод о наличии неразрывной связи между объектом порта и смежным объектом порта, принадлежащим лицу на законном праве.
Содержание нормативного правового акта: приказом Минтранса России предполагается установить перечень критериев неразрывной связи находящихся в государственной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов инфраструктуры морского порта со смежным объектом инфраструктуры морского порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
5. Приказ Минтранса России "Об утверждении Типовой формы договора между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком об организации работы по обеспечению перевозок грузов".
Исполнитель - Минтранс России, срок исполнения - в течение 6 месяцев с даты вступления федерального закона в силу.
Цель нормативного правового акта: установление Типовой формы договора, заключаемого между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком об организации работы по обеспечению перевозок грузов.
Предмет нормативного правового акта: урегулирование правоотношений между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком при организации работы по обеспечению перевозок грузов.
Содержание нормативного правового акта: приказом Минтранса России предполагается утвердить Типовую форму договора между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком, определяющую порядок взаимодействия, права и обязанности сторон.
6. Приказ Минсельхоза России "Об утверждении Порядка сдачи в аренду федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства".
Исполнитель - Минсельхоз России, срок исполнения - в течение 6 месяцев с даты вступления федерального закона в силу.
Цель нормативного правового акта: установление Порядка сдачи в аренду федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства.
Предмет нормативного правового акта: урегулирование правоотношений по сдаче в аренду федерального имущества, закрепленного за подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями.
Содержание нормативного правового акта: приказом Минсельхоза России предполагается утвердить Порядок сдачи в аренду федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.