Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1028903-6 "О Российском Фонде Прямых Инвестиций"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на урегулирование порядка создания, правового положения акционерного общества "Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций" (далее - Общество), его основных целей, задач и функций, а также особенностей порядка осуществления Обществом деятельности по доверительному управлению инвестиционными фондами, в том числе, паевым инвестиционным фондом долгосрочных прямых инвестиций "Российский Фонд Прямых Инвестиций" (далее - Фонд). Общество создается посредством реорганизации путем преобразования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РФПИ" (далее - ООО "УК РФПИ") в непубличное акционерное общество. Единственным акционером Общества является Российская Федерация.
На сегодняшний день ООО "УК РФПИ" как один из наиболее активных и успешных инструментов по привлечению иностранных инвестиций в экономику России, фактически является самостоятельным институтом реализации государственной инвестиционной политики.
При этом опыт иностранных государств демонстрирует, что общепринятой мировой практикой является создание инвестиционных фондов в качестве самостоятельных инструментов реализации государственной инвестиционной политики, многие из которых действуют на основании отдельных законодательных или правительственных актов.
С учетом стратегического значения деятельности Общества, а также принимая во внимание международный опыт, основной целью принятия специального закона является регулирование особенностей функционирования Общества в качестве института поддержки иностранных инвестиций и стимулирования предпринимательской деятельности в российской экономике. При этом Законопроект предусматривает самостоятельность принятия решений органами управления Обществом в целях эффективной реализации инвестиционной стратегии.
Принимая во внимание особый предмет деятельности Общества, высокий профессиональный уровень членов наблюдательного совета, а также необходимость обеспечения гибкого корпоративного управления в Обществе, законопроект предлагает наделение наблюдательного совета Общества широкой компетенцией, которая включает в себя помимо общего руководства деятельностью также вопросы изменения устава Общества.
Вместе с тем, над деятельностью Общества сохраняется контроль со стороны государства, который реализуется посредством особой процедуры назначения членов органов управления Обществом (его наблюдательного совета и генерального директора) со стороны Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации.
Такой способ назначения органов управления не является новым для российского права и применяется в ряде государственных корпораций (Росатом, Роскосмос, Внешэкономбанк). Также данный способ широко распространен в мировой практике деятельности инвестиционных фондов в качестве самостоятельных инструментов реализации государственной инвестиционной политики (Кувейтский инвестиционный фонд, суверенный фонд ОАЭ (Мубадала)).
Законопроект также предусматривает специальные правила осуществления Обществом деятельности по доверительному управлению инвестиционными фондами, в том числе, Фондом, связанные со специальным статусом Общества и участием государства в уставном капитале Общества.
Несмотря на специальный статус, на Общество будут распространяться общие нормы корпоративного и гражданского законодательства исключительно за изъятиями, предусмотренными законопроектом. Установление подобных исключений в специальном законе без внесения корреспондирующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закона "Об акционерных обществах", не только возможно, но и прямо предусмотрено для управляющих компаний инвестиционных фондов нормами п. 7 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которым особенности правового положения управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций. Общество относится именно к таким управляющим компаниям.
Последствиями принятия законопроекта будет развитие инструментов государственного стимулирования иностранных и российских инвестиций в результате приобретения Фондом соответствующего статуса.
Законопроект не противоречит каким-либо положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иным международно-правовым обязательствам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О Российском Фонде Прямых Инвестиций"
В случае принятия Федерального закона "О Российском Фонде Прямых Инвестиций" не потребуется дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О Российском Фонде Прямых Инвестиций"
Принятие Федерального закона "О Российском Фонде Прямых Инвестиций" потребует внесения изменений в Федеральный закон от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" в части особенностей правового положения Общества и участия государства в его уставном капитале.
Принятие Федерального закона "О Российском Фонде Прямых Инвестиций" также может потребовать внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("Золотой акции")" и иные подзаконные нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.