Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1030187-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" разработан в целях устранения пробела в правовом регулировании страхования лиц, осужденных к лишению свободы.
Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (статья 98) установлено, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется страховщиком, в том числе в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного.
Вместе с тем, действующее законодательство не содержит положений, касающихся определения порядка оплаты дополнительных расходов, связанных с реабилитацией, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду, с учетом специфики их содержания.
В целях соблюдения установленных государственных гарантий трудовых прав и интересов указанной категории лиц законопроект предусматривает оплату страховщиком дополнительных расходов на медицинскую помощь, осуществляемую на территории Российской Федерации, непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности, приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий, изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов, а также обеспечение указанной категории лиц техническими средствами реабилитации и их ремонт.
Другие виды дополнительных расходов (оплата ухода, медицинская реабилитация в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, обеспечение транспортным средством, профессиональное обучение) будут осуществляться после освобождения застрахованного лица от отбывания наказания, если учреждением медико-социальной экспертизы будет установлена его нуждаемость в указанных видах помощи.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Расходы будут произведены за счет средств, предусмотренных на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год".
Прогнозируемый объем средств составляет 28,5 млн. рублей (0,032% от общего объема расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Законопроектом также вносятся изменения в Федеральный закон N 125-ФЗ и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с целью приведения их норм в соответствие с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части используемого в указанных законах понятийного аппарата.
Предлагаемые законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - законопроект) в части установления видов выплат по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации физических лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем (далее - осужденные лица) повлечет дополнительные расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
В расчетах используется индекс потребительских цен, прогнозируемый в 2016 году - 106,4% в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (письмо Минэкономразвития России от 12 октября 2015 г. N 29026-АУ/ДОЗи).
По данным Фонда за 2012 - 2014 годы среднее число лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет 51 169 человек (в 2012 году - 56 116 случаев, в 2013 году - 49 939 случаев, в 2014 году - 47 453), (56 116 + 49 939 + 47 453) /3 = 51 169.
По данным Фонда число получателей ежемесячных страховых выплат (без учета иждивенцев) (то есть число пострадавших с утратой трудоспособности) в настоящее время составляет 439 276 человек, что в 8,585 раза больше, чем среднее число пострадавших в году.
По данным Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) количество осужденных лиц, получивших травмы на производстве, составило в 2012 году - 490 человек, в 2013 году - 627 человек, в 2014 году - 466 человек (в среднем за год - 528 человек).
Кроме того, по сообщению регионального отделения Фонда по Республике Крым, на учете состоят 3 (три) пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание, в городе федерального значения Севастополе данные пострадавшие отсутствуют.
Таким образом, число осужденных лиц, являющихся пострадавшими с утратой трудоспособности, составляет 4 559 человек, (528 + 3) х 8,585* = 4 559 человек.
1. Расчет расходов на медицинскую помощь осужденным лицам, пострадавшим в результате тяжелых несчастных случаев на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
По данным Фонда за 2012 - 2014 годы среднее за год количество выплат на лечение застрахованного лица, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности составляет:
на стационарное лечение 8 115 выплат или 1,85% от общего числа пострадавших с утратой трудоспособности,
на амбулаторное лечение 4 169 выплат или 0,95% от общего числа пострадавших с утратой трудоспособности.
В соответствии с данными соотношениями, прогнозируемое число выплат в 2016 году осужденным лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве, составит:
на стационарное лечение - 84 выплаты (4 559 х 1,85%),
на амбулаторное лечение - 43 выплаты (4 559 х 0,95%).
По данным Фонда средний размер выплаты за 9 месяцев 2015 года составил:
на стационарное лечение - 71,8 тыс. рублей,
на амбулаторное лечение - 4,5 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем средств на медицинскую помощь осужденным лицам, пострадавшим в результате тяжелых несчастных случаев на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен в 2016 году (1,064) составит:
на стационарное лечение - 6 417,2 тыс. рублей,
71,8 тыс. рублей х 84 выплаты х 1,064 = 6 417,2 тыс. рублей,
на амбулаторное лечение - 205,9 тыс. рублей,
4,5 тыс. рублей х 43 выплаты х 1,064 = 205,9 тыс. рублей.
------------------------------
* 8,585 - отношение (среднего за три года) общего числа лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являющихся получателями ежемесячных страховых выплат по Российской Федерации (439 276 чел.), к (среднему за три года) числу лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в году (51 169 чел.)
2. Расчет расходов на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.
По данным Фонда за 2012 - 2014 годы среднее за год количество выплат на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий составляет 186 668 выплат или 42,5% от общего числа пострадавших с утратой трудоспособности.
В соответствии с данными соотношениями, прогнозируемое число выплат в году осужденным лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве, составит в 2016 году - 1 938 выплат (4 559 человек х 42,5%).
По данным Фонда средний размер выплаты за 9 месяцев 2015 года составил - 5,1 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем средств на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен в 2016 году (1,064) составит:
5,1 тыс. рублей х 1 938 выплат х 1,064 = 10 516,4 тыс. рублей.
3. Расчет расходов на изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов.
По данным Фонда за 2012 - 2014 годы среднее за год количество выплат на изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов составляет 28 031 выплату или 6,38% от общего числа пострадавших с утратой трудоспособности,
В соответствии с данными соотношениями, оценочно, прогнозируемое число выплат в году осужденным лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве, составит в 2016 году - 291 выплата (4 559 человек х 6,38%).
По данным Фонда средний размер выплаты за 9 месяцев 2015 года составил - 33,0 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем средств на изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен в 2016 году (1,064) составит:
33,0 тыс. рублей х 291 выплата х 1,064 = 10 217,6 тыс. рублей.
4. Расчет расходов на обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт.
По данным Фонда, за 2012 - 2014 годы среднее за год количество выплат на обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт составляет 23 513 выплат или 5,35% от общего числа пострадавших с утратой трудоспособности.
В соответствии с данными соотношениями, прогнозируемое число выплат в году осужденным лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве, составит в 2016 году - 244 выплаты (4 559 человек х 5,35%).
По данным Фонда средний размер выплаты за 9 месяцев 2015 года составил - 4,4 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем средств на обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен в 2016 году (1,064) составит:
4,4 тыс. рублей х 244 выплаты х 1,064 = 1 142,3 тыс. рублей.
5. В целом для реализации норм, предусмотренных федеральным законом на 2016 год (оплата медицинской помощи осужденным лицам, пострадавшим в результате тяжелых несчастных случаев на производстве, и оплата дополнительных расходов на реабилитацию нуждающихся в ней по заключениям учреждений медико-социальной экспертизы, указанным в программе реабилитации пострадавшего), прогнозируемый объем средств по данному виду страхования составляет:
6417,2 тыс. рублей + 205,9 тыс. рублей + 10516,4 тыс. рублей +
10217,6 тыс. рублей + 1142,3 тыс. рублей = 28499,4 тыс. рублей или 28,5 млн. рублей.
При реализации проекта федерального закона, учитывая незначительное количество осужденных лиц, нуждающихся в медицинской помощи и реабилитации, а также то, что в большинстве случаев доставка технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий входит в обязанности производителя (поставщика) в соответствии с заключенными территориальными органами Фонда государственными контрактами дополнительные расходы на доставку осужденных лиц из федерального бюджета не потребуются.
Прогнозируемая величина дополнительных расходов для осуществления предлагаемых проектом федерального закона норм в 2016 году составляет 28,5 млн. рублей (0,032% в общем объеме расходов бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренных Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год") и обеспечивается в рамках установленного тарифа страховых взносов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" потребует внесения изменений в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 286.
Внесение изменений обусловлено положениями статьи 1 законопроекта, согласно которым терминология, используемая в тексте Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" приводится в соответствие с терминологией, используемой в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний Минюста России, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 4 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.