Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1031799-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Досье на проект федерального закона
Настоящим проектом федерального закона с 1 января 2017 года вводится государственная монополия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Согласно законопроекту производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции смогут осуществлять только организации, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, индивидуальные предприниматели, с которыми государство в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулировании} в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, заключило договор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции согласно законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Организация, с которой государство намерено заключить договор, должна иметь соответствующую лицензию на производство продукции.
На основании заключенного договора в Полномочия государства входит определение порядка производства и оборота продукции, необходимого объема производства продукции, закупочных и отпускных цен на продукцию.
Введение государственной монополии одновременно сопровождается повышением государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, государство не владеет предприятиями и не несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Доход от государственной монополии государство получает от разницы между закупочной и розничной ценой продукции, то есть, - чистую прибыль.
Преимуществом предлагаемого механизма является то, что для установления государственной монополии не потребуется существенных бюджетных затрат на покупку предприятий. Также организации, занятые производством продукции, продолжат свою деятельность.
Целью настоящего законопроекта является направление доходов от реализации алкоголя в бюджет государства. Доходы могут составлять до 20% бюджета страны, а не бюджета компаний и посреднических фирм, занятых производством и реализацией этих товаров (тем более многие из них принадлежат иностранному капиталу). Необходимо отметить, что в СССР эти доходы составляли до 30% бюджета. Несмотря на повышение акциза, собираемость денежных средств в бюджет сокращается, особенно в связи с засильем контрафакта. Увеличение акциза не приводит к увеличению сбора средств в доход государства, так как необходимо не увеличивать акцизы, бремя платы которых к тому же несут производители, а менять сложившуюся систему отношений в сфере производства алкогольной продукции.
Необходимость разработки и принятия настоящего Федерального закона также продиктована проблемами здравоохранения и проблемами социально-экономического характера: сокращение жизни граждан от потребления алкоголя, общедоступность его приобретения, теневой оборот. Вмешательство государства в производство и оборот алкогольной продукции позволит урегулировать торговый оборот алкоголя, исключив попустительство в торговле.
Принятие Федерального закона ослабит негативные последствия воздействия вредных продуктов на граждан России, а также поможет добиться существенного снижения контрафактной продукции на рынке.
Введение государственной монополии позволит обеспечить экономические интересы России и позволит сформулировать понятную и точную государственную политику в части производства, контроля и реализации алкоголя.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не потребует приостановления либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" потребует внесения изменений в:
- Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" потребует принятия следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
- "Об установлении государственных квот на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
- "О выдаче разрешений на импорт и экспорт этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
- "Об утверждении Порядка заключения договоров с организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
- "О формировании цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.