Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1033373-6 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - законопроект) разработан в целях урегулирования правовых коллизий, возникающих при применении законодательства о промышленной безопасности, повышения эффективности правового регулирования и устранения избыточных административных барьеров.
В 2013 году Правительством Российской Федерации и Государственной Думой были реализованы инициативы по изменению законодательства в области промышленной безопасности в целях исключения избыточных технических барьеров и внедрения современных технологий и оборудования при осуществлении инвестиционной деятельности на опасных производственных объектах (далее - ОПО). В частности, была закреплена возможность отступать от требований промышленной безопасности ОПО при его эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации путем разработки обоснования безопасности. Обоснование безопасности в соответствии с законом подлежит экспертизе промышленной безопасности и учитывается в реестре Ростехнадзора, требования к обоснованию безопасности установлены в Федеральных нормах и правилах "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта".
Между тем при внедрении механизма обоснование безопасности ОПО на практике бизнес-сообщество столкнулось с несовершенством действующего законодательства и невозможностью его применения при проектировании и экспертизе проектной документации на строительство объектов ОПО.
Как показала практика, ФАУ "Главгосэкспертиза России" при проведении экспертизы проектной документации не принимает во внимание содержание обоснования безопасности, несмотря на то, что обоснование безопасности подготовлено в полном соответствии с требованиями законодательства о промышленной безопасности и на него имеется положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированное в установленном порядке в реестре Ростехнадзора, поскольку по их мнению обоснование безопасности не может применяться при проектировании объекта ОПО.
При этом игнорируется тот факт, что основы безопасности ОПО и соответствующие проектные решения, обеспечивающие безопасность, закладываются на стадии проектирования, поскольку после окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию проводить любые изменения на объекте невозможно физически и, более того, запрещено законодательством.
Сложившаяся практика подтверждает неоднократно высказывавшиеся заявления бизнеса о невозможности полноценного применения обоснования безопасности на этапах проектирования и строительства.
В этой связи был разработан данный законопроект, расширяющий сферу применения обоснования безопасности, путем включения в нее стадий проектирования, реконструкции и строительства ОПО.
Принятие законопроекта позволит устранить правовые неопределенности в применении законодательства о промышленной безопасности ОПО и в полной мере реализовать заложенные законодательством возможности проектирования и строительства ОПО с отклонением от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности без снижения требований безопасности к ОПО.
Это, в свою очередь, позволит применять новейшие и безопасные технологии, отвечающие всем современным мировым стандартам, сделать производство более экономичным (по различным оценкам, за 1-3 года достичь экономии при строительстве и эксплуатации ОПО до 1 трлн. руб. по экономике в целом) и, в конечном итоге, повысить конкурентоспособность отечественной промышленной продукции, работ и услуг как на внутреннем, так и внешних рынках.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.