Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 917476-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части предоставления информации)
внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Гавриловым, З.А. Аскендеровым, В.И. Афонским, А.Ю. Брыксиным, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел названный законопроект, по которому является соисполнителем, в части, относящейся к предмету своего ведения.
Законопроектом предлагается установить запрет на предоставление без получения предварительного согласия уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти информации, за исключением ранее распространенной, по запросам, обращениям или требованиям иностранных государств, международных организаций, иностранных и российских юридических лиц, находящихся под контролем иностранных государств либо иностранных организаций, иностранных органов власти и управления, иностранных органов и организаций, осуществляющих распорядительные, контрольные, надзорные и иные функции.
Статья 2 законопроекта предусматривает установление административной ответственности за нарушение вышеуказанных требований путем дополнения соответствующими положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Установление указанной ответственности обусловлено изменениями вносимыми статью 10 Федерального закона 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Комитет, рассмотрев законодательную инициативу, считает необходимым подчеркнуть следующее.
По нашему мнению, в современных условиях интенсификации и усложнения гражданских правоотношений совершенствование действующих институтов, в частности, при выборе того или иного подхода в законодательном регулировании сферы информационных технологий, требует весьма аккуратного воздействия.
Не отрицая возможности реализации отдельных предложений, полагаем, что используемый в нем подход в большинстве своем не свободен от ряда противоречий, дискуссионен и требует дополнительного обсуждения.
Полагаем, что пояснительная записка к законопроекту не содержит сведений о недостаточности мер ответственности, установленных законодательством Российской Федерации, а также правовой аргументации и данных, свидетельствующих о необходимости дополнительного регулирования названной сферы.
В соответствии со статьей 13.14 Кодекса разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа.
Проектируемая редакция части 2 статьи 13.14 Кодекса, возможно, нуждается в конкретизации, касающейся характера предоставляемой информации с точки зрения большей определенности (предоставление какой информации предполагает образование состава административного правонарушения и о каких уголовно наказуемых деяниях идет речь).
Кроме того, предлагаемое увеличение размера штрафа, которое устанавливается законопроектом, не согласуется с общими положениями относительно размера штрафа, предусмотренного статьей 3.5 Кодекса.
Введение в Кодекс нового правового инструментария может привести к существенному затруднению квалификации правонарушения в названной сфере.
Утверждено на заседании Комитета "17" марта 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.