Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 1000396-6 "О внесении изменений в статьи 14 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 1000396-6 "О внесении изменений в статьи 14 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Изменениями, инициируемыми в рамках данного законопроекта ко внесению в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", предлагается уточнить отдельные условия, которым в целях применения в отношении их действующего упрощенного порядка приёма в российское гражданство должны соответствовать следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства:
а) получившие после 1 июля 2002 года в российских образовательных или научных организациях на территории Российской Федерации профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, и осуществляющие трудовую деятельность в нашей стране в совокупности не менее 3 лет;
б) являющиеся индивидуальными предпринимателями и осуществляющие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации;
в) являющиеся инвесторами, (при наличии с их стороны определенной доли вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации);
г) осуществляющие в Российской Федерации трудовую деятельность по профессии, специальности или должности, включенным в утвержденный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на приём в российское гражданство в упрощенном порядке.
Как известно, установленный для указанных категорий лиц в части 2 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" упрощенный порядок их приёма в гражданство России предполагает неприменение к ним закрепленного в пункте "а" части 1 статьи 13 названного Федерального закона общего условия об обязательном - перед обращением с заявлением о приеме в российское гражданство - 5-летнем сроке непрерывного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории нашей страны после получения ими вида на жительство в Российской Федерации.
В этой связи предлагаемая законопроектом - при сохранении обозначенного упрощенного порядка приобретения российского гражданства - корректировка требований для лиц, получивших профессиональное образование в российских образовательных или научных организациях и осуществляющих трудовую деятельность в нашей стране не менее, чем в течение 3-летнего срока, предусматривает обязательность начисления в отношении их в этот период страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Инициируемое в законопроекте уточнение отдельных условий в рамках указанного упрощенного порядка приёма в российское гражданство для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в нашей стране предпринимательскую деятельность в течение не менее, чем 3-летнего срока, заключается, во-первых, в некоторой корректировке характера продолжительности данного срока, (его предполагается считать непрерывным), а во-вторых, в замене нынешнего требования об обязательной величине ежегодной выручки по результатам их экономической деятельности в 10 миллионов рублей на общую сумму уплаченных такими лицами в каждом календарном году страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и платежей по налогам и сборам (за исключением сумм налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов, государственной пошлины, а также излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и сборов), которую предлагается определить в размере, не менее 1 миллиона рублей.
Предусмотренное в законопроекте изменение упрощенного порядка приёма в российское гражданство, касающееся инвесторов, заключается, во-первых, во введении обозначения продолжительности срока (не менее 3 лет перед их обращениями с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации), в течение которого доля указанных инвесторов в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории нашей страны, должна составлять не менее 10 процентов, а во-вторых, в исключении нынешней альтернативности между общей суммы уставного (складочного) капитала такого юридического лица (100 миллионов рублей) и общей суммы уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и платежей по налогам и сборам (не менее 6 миллионов рублей), как условий для указанного обращения с заявлением о приобретении гражданства России.
Наконец, содержащаяся в законопроекте корректировка условия обращения с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации для квалифицированных иностранных специалистов, имеющих профессию (специальность, должность), включённую в соответствующий перечень Минтруда России, которые осуществляют трудовую деятельность в нашей стране до указанного обращения не менее, чем в течение 3 лет, предусматривает дополнительное требование об обязательности начисления во время данного периода в отношении таких специалистов страховых взносов в Пенсионный фонд России.
Дополнительно к обозначенным основополагающим предметным изменениям согласно законопроекту предполагается зафиксировать для органов Федеральной миграционной службы новое полномочие - по оформлению запросов и получению от ряда уполномоченных государственных органов и должностных лиц необходимых сведений для проверки фактов, связанных с возможностью применения упрощенного порядка приёма в гражданство Российской Федерации в отношении вышеобозначенных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации и в целом согласуется с нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации, и одновременно не содержит каких-либо разночтений с положениями международных договоров нашей страны.
При этом представленная законодательная инициатива оценивается Комитетом, как мотивированная и обоснованная, - с учетом того, что её законодательная реализация позволит применять определенные преференции для приобретения гражданства Российской Федерации в отношении тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые опосредованно или даже непосредственно участвуют в актуальных сегодня процессах экономического развития нашей страны.
В связи с этим рассматриваемый законопроект Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживается и может быть рекомендован к принятию в 1-ом чтении.
Вместе с тем, после принятия законопроекта в 1-ом чтении, по мнению Комитета, потребуется определенная юридико-техническая корректировка его нормы, содержащейся в подпункте "б" пункта 2 статьи 1, - в контексте устранения объективно возникающего частичного дублирования текста обозначенной проектируемой нормы с существующей редакцией пункта "в" статьи 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
С учётом изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в 1-ом чтении проект федерального закона N 1000396-6 "О внесении изменений в статьи 14 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Настоящее Заключение утверждено Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "17" марта 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.