Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 872310-6 "О внесении изменений в статью 3.5 и статью 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному депутатами Государственной Думы А.К. Луговым, Д.Ф. Вяткиным, Д.Е. Горовцовым и др.
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона за нарушение пропускного режима охраняемого объекта предлагается установить штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой вместо действующего в настоящее время от трехсот рублей до пятисот рублей.
Кроме того, законопроектом вводится административная ответственность за самовольное проникновение в подземные или подводные сооружения объектов, охраняемых в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве меры административной ответственности за совершение вышеназванного правонарушения предлагается предусмотреть административный штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения, включая фото- и видеоаппаратуру, или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения, включая фото- и видеоаппаратуру, или без таковой.
По мнению авторов, принятие указанных изменений позволит обеспечить правовую защищенность стратегически важных объектов инфраструктуры и особенно подземных и подводных сооружений, так как архитектурные особенности и общественная ценность этих объектов делают их привлекательными для самовольного проникновения, что в свою очередь значительно повышает риск осуществления террористических действий и других правонарушений против порядка и безопасности.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
В настоящее время действующие нормы об административной ответственности за совершение вышеназванного правонарушения являются незначительными и не оказывают должного административного воздействия с целью предупреждения на охраняемых объектах правонарушений, влияющих на безопасность и на пресечение возможных противоправных действий. В этой связи представляется целесообразным усиление ответственности за правонарушения, связанные с самовольным проникновением на охраняемый в установленном порядке объект.
Однако, предложение о дополнении статьи 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новым составом правонарушения (самовольное проникновение в подземные или подводные сооружения объектов, охраняемых в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации) нуждается в дополнительном обсуждении. Согласно статье 1 Федерального закона от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране" к охраняемым объектам относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств. Таким образом, предлагаемая формулировка фактически означает повторение диспозиции части 1 статьи 20.17 Кодекса. Используемые термины "подземные или подводные сооружения объектов" не позволяют разделить все охраняемые объекты на виды и в зависимости от этого дифференцировать ответственность.
Такая формулировка порождает неопределенность в толковании положений проектируемых частей 1 и части 2 статьи 20.17 Кодекса и может создать затруднения в квалификации соответствующих правонарушений и применении данных норм.
Если в качестве примера рассматривать такой охраняемый объект как метрополитен, то обращаем внимание, что согласно Правилам пользования Московским метрополитеном, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 16.09.2008 года N 844-ПП, на территории метрополитена запрещается самовольно проникать в производственные помещения и на огражденную территорию метрополитена (п. 2.11.19 Правил). За указанное правонарушение частью 2 статьи 10.9 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Кроме того, также нуждается в уточнении санкция части 2 проектируемой статьи 20.17 Кодекса, поскольку под орудием совершения административного правонарушения понимается движимое и недвижимое имущество, используемое для осуществления объективной стороны правонарушения.
Высказанные замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета "9" ноября 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.