Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 883511-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации"
(в части приведения положений законодательства Российской Федерации в сфере страховой деятельности в соответствие с изменениями, внесенными в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрел в качестве соисполнителя в части вопросов ведения Комитета проект федерального закона N 883511-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее также - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроект направлен на внесение изменений в ряд федеральных законов в сфере страховой деятельности с целью приведения их в соответствие с положениями главы 4 "Юридические лица" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Законопроект предполагает и изменения в ГК РФ в части установления особенностей правового регулирования потребительских кооперативов и их видов.
С 1 сентября 2014 года глава 4 ГК РФ действует в новой редакции. Определен статус потребительских кооперативов - они отнесены к корпоративным некоммерческим юридическим лицам. Исходя из природы потребительской кооперации сформировано определение такого кооператива. В соответствии со ст. 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей. При этом ст. 50 ГК РФ устанавливает, что в организационно-правовой форме потребительского кооператива создается, в частности, общество взаимного страхования, которое до 1 сентября 2014 года рассматривалось в качестве отдельной организационно-правовой формы юридического лица. Изменения ГК РФ обусловлены сформированным в Концепции развития гражданского законодательства (утверждена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 16 марта 2009 г.) подходом к унификации и четкой дифференциации существовавших организационно-правовых форм.
Законопроект предлагает внести изменения в ст. 123.2 ГК РФ, с тем чтобы допустить создание потребительского кооператива как с участием граждан, так и только юридическими лицами. В связи с этим предлагается общая формулировка, что кооператив может состоять из граждан "и (или)" юридических лиц. Проектируемые изменения обусловлены тем, что некоторые общества взаимного страхования, в силу специфики их создания и деятельности, состоят только из членов-юридических лиц. Например, общество взаимного страхования, созданное застройщиками, осуществляющее взаимное страхование гражданской ответственности своих членов-застройщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязательств по передаче жилого помещения (статьи 23.1 и 23.2 Федерального закона от 29.11.2007 N 286-ФЗ "О взаимном страховании").
Учитывая специфическую природу потребительского кооператива (направленность на удовлетворение потребительских потребностей своих членов), более целесообразным представляется вносить изменения не в норму, содержащую общее правило о кооперативах, а предусмотреть возможность соответствующих особенностей для особого вида потребительского кооператива (общества взаимного страхования), в случаях, предусмотренных федеральными законами. Это соотносилось бы и с правилом п. 4 ст.49 ГК РФ о том, что особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных видов и типов определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
Законопроектом также предложено дополнить положения п. 3 ст. 123.2 ГК РФ указанием на возможность преобразования общества взаимного страхования в хозяйственное общество. Данное предложение никак не обосновано в пояснительной записке и не соответствует общему подходу, закрепленному в ГК РФ в развитие положений Концепции развития гражданского законодательства, о принципиальном недопущении преобразования коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот.
В целом нужно учитывать, что особенности гражданско-правового положения общества взаимного страхования, с учетом его специфики, могут быть определены соответствующим федеральным законом (п. 4 ст. 49 ГК РФ).
Проектируемая норма п. 2 ст. 9 законопроекта предусматривает, что "наименования субъектов страхового дела - юридических лиц, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона при первом изменении учредительных документов". Однако следует учитывать, что проектируемые нормы законопроекта о наименовании юридических лиц (указание на "потребительское общество" для общества взаимного страхования) основаны на соответствующих нормах ГК РФ (ст. 123.2). Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" уже содержит правило о приведении наименования юридических лиц в соответствие с требованиями ГК РФ при первом изменении учредительных документов (п. 7 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ). Таким образом, положения п. 2 ст. 9 законопроекта представляются избыточными.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству считает возможным поддержать с учетом выраженных замечаний проект федерального закона N 883511-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.