Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1037957-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 12 августа 2015 г. N Пр-1626, поручений Правительства Российской Федерации от 19 августа 2015 г. N ИШ-П13-5672 и от 11 декабря 2015 г. N ИШ-П133-8385.
Целью данного законопроекта является уточнение норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части особенностей удержания налоговыми агентами исчисленной суммы налога на доходы физических лиц с доходов налогоплательщиков в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях, а также особенностей налогообложения букмекерских контор и тотализаторов, осуществляющих учет интерактивных ставок и уточнения порядка налогообложения объектов игорного бизнеса.
В настоящее время физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые распространителями и операторами лотерей и организаторами азартных игр (за исключением выигрышей, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе), самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исходя из сумм таких выигрышей. При этом в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц включается вся сумма денежных средств, полученная налогоплательщиком в виде выигрыша.
Таким образом, налогоплательщики, получившие доход в виде выигрыша (за исключением выигрышей, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе), должны самостоятельно исчислять сумму налога исходя из полученных сумм выигрыша, представлять в налоговую инспекцию по месту своего жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц и уплачивать исчисленную сумму налога.
Вместе с тем существенной проблемой при привлечении физических лиц, получивших доход в виде выигрыша, к налогообложению через декларирование доходов является отсутствие у налоговых органов информации об организации - источнике выплаты дохода и суммах таких выплат.
На организаторов азартных игр и распространителей и операторов лотерей (за исключением выигрышей, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе), выплачивающих выигрыши физическим лицам, не возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц.
Для решения названной проблемы по налогу на доходы физических лиц законопроект предусматривает следующее.
Во-первых, признать налоговыми агентами организации, осуществляющие выплату или передачу выигрышей участникам азартных игр и лотерей, равную или превышающую 15 000 рублей.
Во-вторых, уточнение особенностей определения налоговой базы, исчисления суммы налога по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях. Так, налоговую базу по доходам в виде выигрышей, равным или превышающим 15 000 рублей, полученных от участия в азартных играх, предлагается определять налоговым агентам путем уменьшения суммы выигрыша, полученного при наступлении результата азартной игры, на сумму ставки, служащую условием участия в азартной игре.
Налоговую базу по доходам в виде выигрышей, равным или превышающим 15 000 рублей, полученных от участия в лотереи, предлагается определять налоговым агентом как сумму выигрыша, полученную при наступлении выигрыша в соответствии с условиями лотереи.
При этом сумму налога по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях, налоговому агенту предлагается исчислять отдельно по каждой сумме выигрыша.
В-третьих, установление необлагаемого минимума дохода в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях, которое заключается в том, что налогообложению подлежат выигрыши, превышающие величину дохода, не подлежащего налогообложению в размере 4 000 рублей.
В-четвертых, уточнение порядка исчисления и уплаты налога в отношении выигрышей, полученных физическими лицами от участия в азартных играх и лотереях исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей.
Деятельность по организации и проведению азартных игр на основании статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) осуществляется, в частности, в букмекерских конторах и тотализаторах.
В 2014 году в Федеральный закон N 244-ФЗ внесены изменения, предусматривающие возможность приема организаторами азартных игр помимо ставок, передаваемых через пункты приема ставок букмекерской конторы и тотализатора, интерактивных ставок, передаваемых через центры учета переводов интерактивных ставок.
Учет ставок, в том числе интерактивных ставок, проводится процессинговым центром букмекерской конторы (тотализатора).
В соответствии со статьей 366 Кодекса объектами налогообложения по налогу на игорный бизнес признаются, в частности, процессинговый центр тотализатора, процессинговый центр букмекерской конторы, их пункты приема ставок.
При этом налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в отношении процессинговых центров букмекерских контор (тотализаторов) в пределах от 25 000 до 125 000 рублей вне зависимости от вида принимаемых ими ставок.
Возможность приема интерактивных ставок существенно увеличит доходность соответствующих организаторов азартных игр.
В связи с этим в целях налогообложения предлагается выделить в качестве самостоятельных объектов налогообложения процессинговые центры букмекерских контор и процессинговые центры тотализаторов, которые осуществляют учет интерактивных ставок, и установить в отношении таких объектов налогообложения налоговые ставки в пределах от 2,5 млн. рублей до 3 млн. рублей.
При этом в отношении процессинговых центров букмекерских контор (тотализаторов), не осуществляющих учет интерактивных ставок, размеры налоговых ставок не изменяются (от 25 000 до 125 000 рублей).
Кроме того, предлагается внести в главу 29 "Налог на игорный бизнес" Кодекса ряд изменений, уточняющих порядок налогообложения объектов игорного бизнеса.
Аналогичные по содержанию законопроекты в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.