Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1039326-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в статью 46 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на смягчение ответственности за нарушение сроков представления налоговой декларации и расчета по страховым взносам для отдельных категорий лиц. Цель законопроекта - уменьшить количество организаций и предпринимателей, отказывающихся от ведения легальной деятельности из-за ответственности, наступающей вследствие непредставления отчетности в уполномоченные органы в самом начале деятельности.
Законопроектом предусматривается, что к освобождаются от ответственности по статье 119 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (непредставление в установленные сроки налоговой декларации) и по статье 46 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (непредставление в установленный срок расчета по страховым вносам) хозяйствующие субъекты, совершившие данные правонарушения впервые. При этом обязательным условием является то, что декларация (расчет по страховым взносам) за спорный период должны быть "нулевыми", а сам хозяйствующий субъект в спорный период хозяйственной деятельности не вел.
Особенно это актуально для лиц, которые в сложных экономических условиях решили заняться предпринимательской деятельностью, однако, обладая необходимыми знаниями и навыками для ведения самой деятельности, не обладают знаниями и навыками в части документального обеспечения такой деятельности.
Кроме того, предлагаемые изменения актуальны для некоммерческих организаций, в том числе тех, чья деятельность направлена на достижение социально значимых целей. В случае, если организация создается и функционирует исключительно на инициативе граждан, такая инициатива именно в самом начале деятельности может быть сведена к минимуму из-за санкций за неисполнение обязанностей по предоставлению тех или иных документов.
Общественные организации и объединения, в том числе, молодежные, организуясь в юридическое лицо далеко не всегда понимают как именно вести учет, сдавать отчетность, что может привести к тому, что хозяйственной деятельности организация не ведет (несмотря на активную фактическую деятельность), но уже имеет задолженности по штрафам за то, что не предоставила "нулевую" отчетность, а также иные сведения.
Как результат - многие общественные организации отказываются от юридически оформленной деятельности, что исключает и их поддержку со стороны государства и, как следствие, их развитие, достижение поставленных перед ними социально значимых целей.
Вместе с тем, предполагается, что если организация или предприниматель уже начали вести деятельность и получать доход, они имеют представление о том, какую отчетность они обязаны представлять в соответствующие органы и организации. Поэтому законопроект касается только тех лиц, у которых штраф, рассчитанный исходя из сумм налога (взноса) составляет 0 рублей.
Предполагаемый результат принятия законопроекта - уменьшение количества организаций и индивидуальных предпринимателей, ушедших в так называемый "теневой сектор экономики" из-за сложностей, возникающих в самом начале хозяйственной деятельности.
При этом законопроектом не вносятся изменения в соответствующие статьи КоАП РФ, поскольку статья 15.5 (Нарушение сроков представления налоговой декларации) включает в себя наказание в виде предупреждения, а штраф по части 1 статье 15.6 предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 300 рублей на граждан и от 300 до 500 рублей на должностных лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.