Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1039252-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерацию"
Досье на проект федерального закона
Получение работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности Трудовой кодекс Российской Федерации относит к числу государственных гарантий, однако обеспечивается данное право федеральными законами, а не нормами Трудового кодекса Российской Федерации (статья 130).
В соответствии со статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица расчеты по оплате труда производятся во вторую очередь преимущественно перед расчетами по обязательным платежам в бюджет, а также преимущественно перед другими кредиторами. При банкротстве требования по оплате труда также удовлетворяются во вторую очередь преимущественно перед другими кредиторами. Таким образом, в российском законодательстве требования работников по оплате труда защищаются по модели привилегий.
В настоящее время необходимо признаться в недостаточной эффективности модели привилегий, что требует принятия дополнительных мер по обеспечению государственных гарантий по оплате труда работников в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.
В случае ликвидации юридического лица, стоимость имущества которого недостаточна для полного удовлетворения требований работников по заработной плате, государственные гарантии по оплате труда не могут быть реализованы. Такое положение нарушает права не только работников, но и членов их семей, так как часто заработная плата работника является единственным источником дохода его семьи. Особенно острой эта проблема является для граждан, проживающих на территориях с ограниченными возможностями для трудоустройства.
В условиях отсутствия в Российской Федерации системы гарантийных фондов и учреждений законопроектом предлагается реализовать практику формирования таких фондов по выплате заработной платы в целях обеспечения получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. При этом указанную гарантию предлагается распространить не только на случаи неплатежеспособности работодателя в форме банкротства, но и на иные случаи, когда работодатель не исполняет обязанность по выплате заработной платы.
Международно-правовые нормы содержат достаточно гибкий подход к определению термина "неплатежеспособность работодателя", то есть к определению тех условий, при которых реализуются меры защиты заработной платы. Применительно к Конвенции МОТ N 173 под неплатежеспособностью понимается ситуация, при которой открывается процедура, касающаяся активов предпринимателя с целью удовлетворения претензий кредиторов на коллективной основе. Государство может распространить определение термина "неплатежеспособность" и на другие ситуации, когда требования трудящихся не могут быть удовлетворены в силу финансового положения предпринимателя.
Аналогичным образом Рекомендация МОТ N 180 предусматривает возможность распространения термина "неплатежеспособность" и на другие ситуации, помимо процедуры удовлетворения требований кредиторов за счет активов предпринимателя на коллективной основе.
Представляется справедливым, если гарантии в сфере заработной платы на случай неплатежеспособности работодателя будут защищать требования работников и в иных ситуациях, помимо банкротства работодателя, - во всех случаях, когда выплата заработной платы в полном объеме становится невозможной или затруднительной, в том числе, когда работодатель не исполняет обязанность по выплате заработной платы, но при этом он не признан банкротом в установленном порядке. Одним из механизмов такой гарантии может стать гарантийный фонд заработной платы, который может образовываться в соответствии с федеральным законом.
Также законопроектом предлагается в целях осуществления функций по выплате заработной платы создание Российской Федерацией Агентства по выплате заработной платы, которое является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме государственная корпорация.
В случае создания гарантийного фонда, он будет формироваться за счет:
1) средств федерального бюджета;
2) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства по выплате заработной платы, приобретенных в результате выплаты им заработной платы;
3) доходов от инвестирования временно свободных средств гарантийного фонда;
4) процентов по остаткам денежных средств, находящимся на специально открытом счете Агентства по выплате заработной платы в кредитной организации;
5) первоначального имущественного взноса Российской Федерации;
6) иных источников, предусмотренных либо не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия финансирования выплаты заработной платы за счет средств гарантийного фонда предлагается урегулировать специальным федеральным законом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, так как законопроектом устанавливается только правовая основа для возможности создания в Российской Федерации гарантийного фонда по выплате заработной платы в целях обеспечения получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" потребует внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", а также создаст правовую основу для принятия федерального закона, предусматривающего образование гарантийного фонда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.