Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 362712-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах",
внесенный депутатом Государственной Думы Ю.А. Напсо, а также Е.Н. Тепляковым, Ю.В. Коганом в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 362712-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов с учетом поступивших отзывов, замечаний и предложений отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" новой статьей 23.3, в которой устанавливаются основания признания ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в дополнение к статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации: общая площадь жилого помещения составляет менее пятнадцати квадратных метров на одного человека; проживание в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживание в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Необходимо отметить, что основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Признание нуждающимися в жилых помещениях ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с основаниями, предусмотренными статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, представляется нецелесообразным, поскольку данные основания предусмотрены в отношении всех категорий граждан, в том числе и ветеранов Великой Отечественной войны.
Норма законопроекта о признании нуждающимися в жилищных помещениях на основании проживания в коммунальной квартире, в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними совершеннолетних детей, состоящих в браке), может привести к возможным проявлениям злоупотреблений, в части обеспечения жильем не ветерана Великой Отечественной войны, а членов его семьи, поскольку законопроект не устанавливает правовых механизмов, которые препятствовали бы возможным проявлениям злоупотреблений.
Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления.
Жилищный кодекс Российской Федерации наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочиями по принятию законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие жилищные отношения.
В связи с чем, указанные органы правомочны принимать нормативные правовые акты по вопросу увеличения учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия ветеранов Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обращаем внимание, что законопроектом устанавливаются основания признания нуждающимися в жилых помещениях только ветеранов Великой Отечественной войны, при этом в законопроекте отсутствуют такие категории граждан, как члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда, которые также указаны в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах". В связи с чем, законопроектом ущемляются права данных категорий граждан.
Предлагаемые законопроектом изменения расширяют круг лиц из числа ветеранов Великой Отечественной войны, подлежащих постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно статье 23.2 Федерального закона "О ветеранах" полномочиями по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, наделены субъекты Российской Федерации, средства на реализацию полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки, с учетом общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
Однако финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит необходимых расчетов, подтверждающих предполагаемую сумму дополнительных расходов из федерального бюджета в размере до 5 млрд. рублей ежегодно в зависимости от количества вставших на учет ветеранов.
Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону от 21 декабря 2009 года N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны осуществляется вне зависимости от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В связи с чем, реализация законопроекта приведет к непрогнозируемому росту количества подлежащих обеспечению жильем, что в результате существенно снизит эффективность выполнения государством обязательств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить данный проект федерального закона при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.