Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 362712-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах",
внесенный депутатом Государственной Думы Ю.А. Напсо, Е.Н. Тепляковым Ю.В. Коганом в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 12.01.2012 года (выписка из протокола N 3, п. 58) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (соисполнитель) (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 362712-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", внесенному депутатом Государственной Думы Ю.А. Напсо, Е.Н. Тепляковым Ю.В. Коганом в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О ветеранах" новой статьей 23.3, в которой устанавливаются основания признания ветеранов Великой Отечественной войны (далее - ветераны) нуждающимися в улучшении жилищных условий, в дополнение к статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:
общая площадь жилого помещения, в котором проживает ветеран, составляет менее пятнадцати квадратных метров на одного человека;
ветеран проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
ветеран проживает в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору социального найма установлены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный перечень является исчерпывающим.
Предлагаемые законопроектом изменения законодательства расширяют круг лиц из числа ветеранов ВОВ, подлежащих постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с частью второй статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом N 5-ФЗ "О ветеранах".
В данном случае необходимость признания указанной категории граждан малоимущими в целях обеспечения их жильем, отсутствует.
Согласно статье 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочиями по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, наделены субъекты Российской Федерации, а средства на реализацию полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки с учетом средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В настоящее время таким органом является Министерство регионального развития РФ.
Представленное финансово-экономическое обоснование реализации данного законопроекта не содержит расчетные данные об изменении размеров доходов и расходов федерального бюджета, в нем а также не определены источники финансирования расходов по реализации будущего закона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Комитету Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов предложить субъектам права законодательной инициативы доработать текст проекта федерального закона N 362712-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" до его рассмотрения в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.