Письмо Общественной палаты РФ от 21 марта 2016 г. N 5ОП-2/564
Досье на проект федерального закона
В 2015 году Общественная палата Российской Федерации провела общественную экспертизу проекта федерального закона N 942424-6 "Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации".
По результатам общественной экспертизы Общественной палатой Российской Федерации подготовлено заключение, которое направляем Вам для рассмотрения. Прошу также учесть его в дальнейшей работе.
Приложение: на 18 л. в 1 экз.
|
В.А. Бочаров |
Заключение
Общественной палаты РФ по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона N 942424-6 "Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации"
Общественной палатой Российской Федерации (далее - Общественная палата) проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 942424-6 "Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) 1 декабря 2015 года. 15 декабря 2015 года законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.
Заключение Общественной палаты подготовлено на основании мнений, выводов, предложений и рекомендаций членов Общественной палаты и общественных экспертов.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан в целях повышения защиты интересов потребителей услуг, устойчивости бизнеса и увеличения ответственности организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий, определяет правовые основы деятельности по организации и проведению указанных мероприятий и предусматривает введение в отрасли института саморегулирования, а также контроля за осуществлением деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий.
Законопроектом устанавливается, что деятельность по организации зрелищно-развлекательных мероприятий могут осуществлять только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые являются членами одной из отраслевых саморегулируемых организаций.
Законопроектом устанавливается ответственность организатора и заказчика зрелищно-развлекательных мероприятий за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, а также обязанность обеспечить возврат денежных средств за приобретенные зрителями билеты в случае отмены, замены или переноса зрелищно-развлекательного мероприятия.
Предусматривается создание системы обеспечения дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций перед зрителями зрелищно-развлекательных мероприятий (страхование ответственности за причинение вреда и формирование компенсационного фонда СРО). Предусмотрена также возможность страхования предпринимательского риска в случае отмены, замены или переноса зрелищно-развлекательного мероприятия.
Законопроектом предусмотрена обязанность заключения любого государственного или муниципального контракта на организацию и проведение зрелищно-развлекательного мероприятия исключительно с организатором зрелищно-развлекательных мероприятий - членом саморегулируемой организации.
По результатам общественной экспертизы законопроекта имеются следующие предложения и замечания:
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 законопроекта под зрелищно-развлекательным мероприятием понимается мероприятие, проводимое в виде концертного, эстрадного, театрального, циркового представления, музыкального, театрального фестиваля, а равно серия таких мероприятий, объединенных единым творческим замыслом и (или) единой смысловой нагрузкой, которое проводится в присутствии значительного числа зрителей в месте его проведения и (или) предполагает присутствие зрителей в месте его проведения и на которое реализуются входные билеты или документы, их заменяющие, или посещение которого зрителями возможно на безвозмездной основе.
Согласно пункту 2 статьи 2 законопроекта организатор зрелищно-развлекательного мероприятия - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющий деятельность по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий.
Частью 2 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что положения законопроекта не применяются к отношениям, связанным с организацией и проведением:
1) театральных или цирковых представлений, проходящих на объектах проведения зрелищно-развлекательного мероприятия, право собственности, владения или пользования которыми принадлежит театральной или цирковой организации, организующей и проводящей такое представление;
2) зрелищно-развлекательных мероприятий, если площадь объекта проведения зрелищно-развлекательного мероприятия не превышает четырехсот квадратных метров;
3) физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями самостоятельных выступлений в рамках организуемых и проводимых ими зрелищно-развлекательных мероприятий без реализации входных билетов или документов, их заменяющих.
Статьей 5 законопроекта определено, что:
- субъектами деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий являются организаторы зрелищно-развлекательных мероприятий, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий (далее - СРО организаторов) (часть 1);
- в качестве субъекта деятельности по организации и проведению зрелищно- развлекательных мероприятий могут выступать как лица, специализирующиеся на осуществлении деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий и осуществляющие данную деятельность на постоянной основе, так и иные лица, отвечающие определенным в настоящем федеральном законе условиям для организатора зрелищно-развлекательных мероприятий, в том числе лица, осуществляющие разовую или периодическую организацию и проведение зрелищно-развлекательных мероприятий (часть 2).
Исходя из совокупного анализа пункта 1 статьи 2, части 2 статьи 1 и статьи 5 законопроекта, следует, что в круг лиц, деятельность которых предполагает организацию и проведение зрелищно-развлекательных мероприятий, в том числе, входят:
1) благотворители и благотворительные организации;
2) физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, осуществляющие организацию и проведение самостоятельных выступлений в рамках организуемых и проводимых ими зрелищно-развлекательных мероприятий, на которые реализуются входные билеты или документы их заменяющие;
3) некоммерческие организации и общественные объединения, осуществляющие организацию и проведение зрелищно-развлекательных мероприятий как в качестве основного вида деятельности в соответствии с уставом, так и в случае участия в организации и проведении разовых (периодических), осуществляемых на непостоянной основе мероприятий.
Частью 1 статьи 5, статьями 7 и 8 законопроекта установлена обязательность членства организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий (субъектов деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий) в СРО организаторов для осуществления деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий.
1.1. Введение в отрасли института саморегулирования существенно изменит действующий в настоящее время порядок осуществления деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий и правовой статус организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий (субъектов деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий), в частности:
1) согласно статье 4 законопроекта деятельность по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий осуществляется на основании договоров, заключаемых организатором зрелищно-развлекательных мероприятий с их исполнителями (участниками), обладателями объекта проведения зрелищно-развлекательного мероприятия и иными лицами, деятельность которых направлена на обеспечение проведения зрелищно-развлекательного мероприятия, что полностью исключает возможность благотворительной деятельности со стороны участников зрелищно-развлекательных мероприятий и обладателей объекта, на котором проводится зрелищно-развлекательное мероприятие;
2) в связи с установлением в соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 9 законопроекта требования по объединению в составе СРО организаторов в качестве ее членов не менее пятидесяти организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий, соответствующих установленным законопроектом требованиям к членству в такой организации, прогнозируется возможность создания в отрасли небольшого количества СРО организаторов, которые окажутся в доминирующем положении, что приведет к ограничению развития конкуренции и монополизации отрасли.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, признается доминирующим положением хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно статье 32 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений.
Действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства Российской Федерации;
3) в соответствии с частью 1 статьи 8 законопроекта права на осуществление деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий лишаются организаторы, не вступившие в установленном законопроектом и Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" порядке в члены СРО организаторов.
Учитывая, что действие законопроекта распространяется в том числе на благотворителей и благотворительные организации; физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляющими организацию и проведение самостоятельных выступлений в рамках организуемых и проводимых ими зрелищно-развлекательных мероприятий, на которые реализуются входные билеты или документы их заменяющие; некоммерческие организации и общественные объединения, осуществляющие организацию и проведение зрелищно-развлекательных мероприятий как в качестве основного вида деятельности в соответствии с уставом, так и в случае участия в организации и проведении разовых (периодических), осуществляемых на непостоянной основе мероприятий, вышеуказанная норма законопроекта лишит их возможности осуществлять деятельность по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий, что концептуально противоречит Закону Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", в соответствии с которым:
- право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе (часть третья статьи 10);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "часть третья статьи 10" следует читать "часть вторая статьи 10"
- в правовом, социально-экономическом и других отношениях государство содействует творческому работнику, не являющемуся членом какой-либо организации творческих работников, равным образом, как и членам таких организаций (части пятой статьи 28);
- для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений (часть вторая статьи 32);
- органы государственной власти и управления осуществляют свой протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) определяются государственными программами сохранения и развития культуры (статья 33).
Благотворительные организации организуют и проводят различные разовые и периодические благотворительные мероприятия, способствующие оказанию поддержки социально незащищенным категориям граждан, лицам, больным сложными неизлечимыми заболеваниями, и др.
Для достижения указанных целей благотворительные организации в некоторых случаях привлекает организатора зрелищно-развлекательного мероприятия. Таким образом, благотворительные организации могут выступать как организатором, так и заказчиком зрелищно-развлекательного мероприятия.
Действие законопроекта не будет распространяться на благотворительную организацию как организатора лишь в том случае, если площадь объекта проведения зрелищно-развлекательного мероприятия не будет превышать 400 кв. м.
В иных случаях благотворительная организация для организации и проведения зрелищно-развлекательного мероприятия обязана являться членом создаваемой в соответствии с законопроектом саморегулируемой организации (статьи 5 и 8 законопроекта).
Согласно статье 5 законопроекта субъектом деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий могут выступать в том числе лица, осуществляющие разовую или периодическую организацию и проведение зрелищно-развлекательных мероприятий. При этом данные лица должны соответствовать определенным в законопроекте условиям для организатора зрелищно-развлекательного мероприятия. Законопроектом в качестве указанного условия определено участие в саморегулируемой организации. Таким образом, даже для проведения в качестве организатора разового мероприятия необходимо членство в саморегулируемой организации.
Неучастие в саморегулируемой организации при попытке организовать мероприятие повлечет за собой отказ в заключении договора аренды площадки для проведения мероприятия и устанавливаемую законопроектом ответственность (статьи 8 и 19 законопроекта).
4) Кроме того, законопроект предусматривает ряд мер, предполагающих ограничение прав организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий, не являющихся членом СРО организаторов:
4.1) заключение в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд государственного или муниципального контракта на закупку услуг по обеспечению проведения зрелищно-развлекательного мероприятия для обеспечения государственных или муниципальных нужд допускается с определением в качестве исполнителя по такому контракту только организатора зрелищно-развлекательного мероприятия, являющегося членом саморегулируемой организации (часть 4 статьи 8).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Учитывая изложенное, требование, предусмотренное частью 4 статьи 8 законопроекта, противоречит принципу обеспечения конкуренции в контрактной системе;
4.2) решение органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления о даче согласия организатору зрелищно-развлекательного мероприятия на проведение зрелищно-развлекательного мероприятия в тех случаях, когда в соответствии с действующим законодательством проведение такого мероприятия подлежит согласованию с органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления, допускается только в отношении организатора зрелищно-развлекательных мероприятий, являющегося членом саморегулируемой организации (часть 5 статьи 8);
4.3) статьей 19 законопроекта установлено наступление дисциплинарной, гражданско-правовой, административной ответственности за нарушение требований, установленных законопроектом;
5) в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 11 законопроекта и подпунктом "г" части 2 статьи 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" условием вступления организатора зрелищно-развлекательного мероприятия в СРО организаторов является внесение вступительного взноса, размер и порядок уплаты которого устанавливается соответствующей СРО.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпунктом "г" части 2 статьи 17" следует читать "подпунктом "г" пункта 2 части 2 статьи 7"
Кроме того, законопроектом и Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" предусмотрена обязанность по уплате членами СРО организаторов иных регулярных и единовременных платежей (целевых взносов, взносов в компенсационный фонд СРО).
Указанное требование лишит большое количество кандидатов в члены СРО организаторов возможности вступления в него, поскольку внесение вступительных взносов не может быть ими обеспечено в силу отсутствия необходимого уровня доходов, способного возместить сумму вступительного взноса.
Учитывая, что зрелищно-развлекательные мероприятия могут быть организованы также и индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами на разовой либо периодической основе, в том числе без цели извлечения прибыли от указанной деятельности, вышеуказанное требование значительно сузит круг потенциальных организаторов соответствующих мероприятий.
Помимо изложенного, обязанность уплаты регулярных и единовременных платежей (целевых взносов, взносов в компенсационный фонд СРО) повлечет за собой использование денежных средств организаций, не специализирующихся на проведении зрелищно-развлекательных мероприятий, на неуставные цели.
6) Помимо изложенного, следует учитывать, что благотворители, добровольцы, благотворительные организации, иные некоммерческие организации, общественные объединения, а также физические лица, обладающие творческим талантом, организуют и проводят зрелищно-развлекательные мероприятия, а также оказывают услуги на бескорыстной основе в благотворительных целях.
Согласно статье 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" граждане и юридические лица индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления;
7) предлагаемое законопроектом установление круга лиц, на которых распространяется действие законопроекта, а также требование о вступлении организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий в СРО организаторов повлечет за собой невозможность осуществления деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий, в том числе:
- физическими лицами и коллективами самодеятельного (в том числе народного) творчества.
Данное ограничение поставит под угрозу обеспечение сохранения, развития и распространения культуры в отдаленных территориях Российской Федерации, а также в малонаселенных сельских поселениях, поскольку основными носителями культурных ценностей являются именно представители самодеятельного творчества, а также возможность сохранения национальных традиций народов России, в том числе посредством организации и проведения таких праздников, как Сабантуй, Акатуй и др.;
- религиозными организациями, устраивающими творческие представления;
- начинающими исполнителями;
- студенческим сообществом, организующим творческие выступления, в том числе так называемые "студенческие весны";
- а также в целом на лиц, которые являются участниками творческих фестивалей или организаторами самостоятельных выступлений на разовой или периодической основе.
Кроме того, по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертизы законопроекта имеются следующие замечания:
1. Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 законопроекта положения законопроекта распространяются на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, самостоятельных выступлений в рамках организуемых и проводимых ими зрелищно-развлекательных мероприятий без реализации входных билетов или документов, их заменяющих.
В то же время пунктом 2 статьи 2 законопроекта определено, что организатором зрелищно-развлекательного мероприятия является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющий деятельность по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий.
Исходя из сопоставления вышеуказанных норм, неопределённым остается вопрос, является ли физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, лицом, осуществляющим организацию и проведение самостоятельных выступлений в рамках организуемых и проводимых им зрелищно-развлекательных мероприятий и реализующим входные билеты или документы, их заменяющие.
Указанная правовая неопределенность может повлечь на стадии правоприменения неоднозначность толкования вышеуказанных норм.
Согласно подпункту "и" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Методика) нормативные коллизии (противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае) являются коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
2. Согласно пункту 1 статьи 2 законопроекта зрелищно-развлекательное мероприятие - мероприятие, проводимое в виде концертного, эстрадного, театрального, циркового представления, музыкального, театрального фестиваля, а равно серия таких мероприятий, объединенных единым творческим замыслом и (или) единой смысловой нагрузкой, которое проводится в присутствии значительного числа зрителей в месте его проведения и (или) предполагает присутствие зрителей в месте его проведения и на которое реализуются входные билеты или документы, их заменяющие, или посещение которого зрителями возможно на безвозмездной основе.
2.1. Вводимое законопроектом определение содержит неустоявшийся термин "единый творческий замысел и (или) единая смысловая нагрузка".
Согласно подпункту "в" пункта 4 Методики юридико-лингвистическая неопределенность (употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов) является коррупциогенным фактором, содержащим неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
2.2. Кроме того, пункт 1 статьи 2 содержит словосочетание "значительное число зрителей", которое не позволяет произвести измеримую оценку количества зрителей, являющегося определяющим фактором при отнесении мероприятия к категории зрелищно-развлекательного и определении вопроса о регулировании деятельности по организации и проведению такого мероприятия в соответствии с законопроектом.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Методики юридико-лингвистическая неопределенность (употребление категорий оценочного характера) является коррупциогенным фактором, содержащим неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
3. Пунктом 3 статьи 4 законопроекта устанавливается открытый перечень составляющих деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий (подпункт 6 "обеспечение иных необходимых условий для проведения зрелищно-развлекательного мероприятия), что предоставит правоприменителю право самостоятельно по своему усмотрению определять критерии определения деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Методики широта дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения) является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
4. Согласно подпункту 1 статьи 1 законопроекта условия членства в саморегулируемой организации, в том числе устанавливаемые такой саморегулируемой организацией размеры вступительных взносов, членских взносов и порядок их уплаты, а также порядок приема в члены такой саморегулируемой организации и прекращения членства в такой саморегулируемой организации разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией.
Установление правомочия саморегулируемой организации по утверждению порядка приема в ее члены и прекращения членства в ней приведет на стадии правоприменения к принятию саморегулируемой организацией решения вопроса о принятии в ее члены и, следовательно, предоставлении лицам, осуществляющим организацию и проведение зрелищно-развлекательных мероприятий, права на осуществление деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательного мероприятия по своему усмотрению и на условиях, не обеспечивающих соблюдение интересов потенциальных членов СРО.
Кроме того, предоставление права СРО устанавливать порядок приема в ее члены и прекращения членства в ней повлечет установление различного объема прав и в совокупности правового положения лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий и являющихся кандидатами в члены одной из СРО, в зависимости от порядка, принятого в одной из СРО.
В целях обеспечения равного положения лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий, и обеспечения им равного доступа к возможности осуществления деятельности и отрасли полагаем целесообразным установление единых требований к порядку и условиям вступления в СРО и прекращения в ней членства подзаконным нормативным правовым актом Российской Федерации с введением соответствующей ссылки в текст законопроекта.
5. В соответствии с частью 1 статьи 13 законопроекта в члены саморегулируемой организации могут быть приняты индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие намерение осуществлять деятельность по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий и соответствующие требованиям к членству в такой саморегулируемой организации, установленным в соответствии с законопроектом.
В то же время пунктом 3 части 2 статьи 13 законопроекта предусматривается, что требования к членству в саморегулируемой организации устанавливаются саморегулируемой организацией.
Содержащееся в законопроекте внутреннее противоречие правовых норм может повлечь на стадии правоприменения неоднозначность толкования вышеуказанных норм.
Согласно основаниям, указанным в абзаце пятом подпункта 2.1 пункта 2 настоящего заключения (стр. 13), нормативные коллизии (противоречия, в том числе внутренние) являются коррупциогенными факторами.
6. По тексту законопроекта используются следующие неустоявшиеся термины без раскрытия их смысла, что согласно подпункту "в" пункту 4 Методики является коррупциогенным фактором, содержащим неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
- "исполнитель (участник) мероприятия";
- "входной билет или документ, его заменяющий", "билет". Также законопроектом не учитывается специфика, предъявляемая действующим законодательством Российской Федерации к оформлению реализации входных билетов, в том числе косвенно установленная абзацем третьим подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 18 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 2 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам, оформляются на бланках строгой отчетности.
Кроме того, законопроект не содержит положения об определении условий и порядка реализации входных билетов или документов, их заменяющих, организаторами зрелищно-развлекательных мероприятий.
Кроме того, текст законопроекта требует приведения используемой в нем терминологии к единообразию (к примеру, "собственники или иные владельцы объекта проведения зрелищно-развлекательного мероприятия" и "администрация объекта проведения зрелищно-развлекательного мероприятия", "входной билет или документ, его заменяющий" и "билет", "исполнитель (участник), выступающий на проводимом мероприятии" и "исполнитель (участник) мероприятия" и проч.).
На основании вышеизложенного Общественная палата не поддерживает проект федерального закона N 942424-6 "Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо и Заключение Общественной палаты РФ от 21 марта 2016 г. N 5ОП-2/564
Текст письма официально опубликован не был