Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1039776-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" подготовлен в целях пропаганды здорового образа жизни, профилактики алкоголизма, запрета продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков, в том числе и энергетических, а также снижения уровня потребления алкогольной продукции.
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, 24% россиян, живущих в городах, регулярно употребляют энергетические напитки, из них 7% пьют их ежедневно. Согласно статистике в России 8 из 10 подростков от 13 до 17 лет хотя бы однажды пробовали тонизирующие энергетические напитки, в том числе и слабоалкогольные (энерготоники), а каждый третий употребляет их регулярно. Средний возраст начала потребления энерготоников составляет 12-13 лет.
Вкус этилового спирта в слабоалкогольных и тонизирующих напитках, в том числе и в энергетических, скрывается кофеином, таурином, глюкуронолактоном, растительными экстрактами (гуарана, мате, женьшень), многочисленными химическими вкусовыми добавками и ароматизаторами. Фруктовые вкусы и газирование маскируют вкус алкоголя и формируют у подростка стереотип, что тонизирующий (энергетический) напиток практически не отличается от обычных газированных неалкогольных напитков. Употребление таких напитков наносит двойной удар по организму: на мозг воздействует алкоголь, а на поджелудочную железу - почти 5-6 кусочков сахара, именно столько содержится в банке напитка.
Стандартная банка энергетического напитка (0,33 л), содержащая даже в малых дозах алкоголь (от 1,2 до 9,0 процента объема готовой продукции, это практически 25 граммов чистого спирта), имеющая в своем составе кофеин и (или) другие тонизирующие компоненты, может стать причиной различных заболеваний: гастрита, язвы желудка, раковых новообразований, сердечно-сосудистых, бесплодия и т.п.
Серьезная опасность распространения слабоалкогольных тонизирующих напитков официально признана на самом высоком уровне. Установлено, что такие напитки пагубно влияют на сердечно-сосудистую систему, при потреблении кофеина вперемешку с алкоголем велик риск развития кофеино-алкогольной дегидратации (обезвоживания).
Анализ рынка таких напитков показывает, что данный продукт прежде всего ориентирован на молодежную аудиторию.
Медицинскими исследованиями доказано, что алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные энергетики не насыщают человека дополнительной энергией, а истощают резервы организма. Производители напитков обещают потребителю силу и энергию, однако постоянная стимуляция центральной нервной системы способствует ослаблению организма, вынужденного все время находиться в состоянии стресса. Наиболее негативно энергетические напитки влияют на детей и подростков. Стоимость одной банки невысока, а эта группа потребителей не в состоянии самостоятельно контролировать дозу, организм молодых людей больше уязвим, чаще всего у детей нарушается эмоциональная сфера, возникает депрессия, формируется определенная зависимость. Таким образом, содержимое красивых банок - энерготоников особо опасно для детей и подростков.
Производство энергетических напитков в основном осуществляют зарубежные компании, российским предпринимателям, как правило, принадлежит незначительная доля капитала, поэтому основная прибыль уходит за рубеж.
В период с апреля 2014 года по настоящее время в рамках федеральной кампании по инициированию принятия региональных законодательных актов, запрещающих продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков, а также устанавливающих ограничение продажи безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним, в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах спорта, в местах проведения культурно-массовых мероприятий, в 28 субъектах Российской Федерации приняты местные законы.
Настоящий законопроект в целях защиты нравственности и здоровья населения в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает дополнительные ограничения, не допускающие розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических, отнесенных Национальными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р 52409-2005 "Продукция безалкогольного и слабоалкогольного производства. Термины и определения", ГОСТ Р 52845-2007 "Напитки слабоалкогольные тонизирующие. Общие технические условия") к слабоалкогольным тонизирующим напиткам, ограничивает продажу безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических, отнесенных Национальными стандартами Российской Федерации к слабоалкогольным тонизирующим напиткам, несовершеннолетним, в медицинских, детских организациях, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, в открытых общественных местах при проведении массовых культурно-зрелищных и спортивных мероприятий с участием молодежи.
Принятие законопроекта приведет к запрету производства и оборота, а следовательно, и потребления слабоалкогольных и безалкогольных энергетических напитков.
Считаем своевременным и целесообразным правовое регулирование, направленное на запрет производства и оборота слабоалкогольных и безалкогольных энергетических напитков на территории Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не влечет изменения финансовых обязательств государства, реализация законопроекта не требует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.