Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1039332-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на обеспечение защиты прав граждан при взыскании денежных средств в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве". К сожалению, очень часто возникает ситуация, когда арест или взыскание производится со счетов граждан, на которые перечисляются алименты, иные платежи, на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание.
Это происходит, в том числе, потому, что ни в отношении банка, ни в отношении судебного пристава-исполнителя не установлено прямой обязанности проверять назначение счетов, а также денежных средств, поступающих на банковские счета. Поскольку кредитная организация может не исполнить требования исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя только в случае недостаточности денежных средств на счете, арест может быть наложен и на т.н. "алиментные" счета, в результате чего нарушаются положения статьи 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Выходом из такой ситуации в настоящий момент служит обращение в судебные инстанции с соответствующим требованием. Срок рассмотрения такого дела в среднем 2 месяца, в то время, как целевые средства находятся под арестом или списываются. В результате граждане, которым должна быть обеспечена социальная защита в виде алиментов или иных денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание, лишаются данных средств на весьма продолжительный период времени.
Законопроектом предлагается вменить в обязанности судебным приставам-исполнителям удостоверяться в назначении денежных средств, поступающих на счета с целью исключения ситуации, при которой взыскание производится за счет средств, на которые не может быть обращено взыскание.
Пункт 2 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах" предусматривает право судебных приставов получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки. Однако это право судебного пристава-исполнителя, которое реализуется им самостоятельно по своему усмотрению, но не обязанность. Таким образом, установление обязанности, направленной на защиту прав граждан, необходимо.
Также предусматривается, что кредитная организация осуществляет перечисление денежных средств только при условии соблюдения ограничений, установленных статьей 101 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Таким образом обеспечивается защита прав граждан, а также лиц, находящихся у них на попечении (например, в случае ареста "алиментного" счета) от необоснованного взыскания денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не повлечет за собой дополнительных затраты бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не предусматривает внесение изменений в другие законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.