Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1041827-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 506-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 г., крестьянские (фермерские) хозяйства - в срок до 1 июля 2015 г., религиозные организации - до 1 января 2016 г.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию и ее размера, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку некоторые организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, религиозные организации не прошли перерегистрацию в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации (до 1 января 2015 г.), и не представили сведения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, требует урегулирования вопрос учета пенсионных прав граждан, осуществлявших трудовую деятельность в таких организациях.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - законопроект) подготовлен в целях сохранения пенсионных прав граждан, осуществлявших трудовую деятельность в организациях, которые до 1 марта 2015 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, по 28 февраля 2015 г. включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 г. включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 г. включительно.
Законопроектом предлагается распространить на указанных граждан положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон).
Гражданам за периоды работы по трудовому договору в таких организациях сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии будет определяться исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемых на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24245,7 рубля.
Законопроектом также урегулирован вопрос учета сумм заработка (дохода), указанных в переходной денежной единице - купонах, при определении среднемесячного заработка для исчисления размера пенсий.
Законопроект содержит положение о том, что для исчисления пенсии учитывается заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 г. включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, пересчитанный в рубли по курсу 1:1.
Такой подход обусловлен тем, что Федеральный закон устанавливает особый порядок реализации прав граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Крым и г. Севастополе, на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанное положение законопроекта позволяет учитывать пенсионные права граждан, проживающих в Республике Крым и г. Севастополе, в полном объеме.
В случае принятия законопроекта будет устранено негативное влияние на размер страховой пенсии исключения из подсчета среднемесячного заработка соответствующих сумм заработка, выплаченного в купонах.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что в случае отсутствия возможности подтверждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 1 января 2015 г., включаемых в страховой (трудовой) стаж, а также среднемесячного заработка за периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 г. указанные периоды и заработок могут быть установлены комиссией по реализации пенсионных прав граждан (далее - комиссия). Положение о комиссии, а также порядок ее создания будут определяться Правительством Российской Федерации.
Законопроектом определяется, что установление включаемых в страховой (трудовой) стаж периодов работы и (или) иной деятельности будет осуществляться комиссией на основании хотя бы одного из следующих документов:
1) документ, содержащий сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины, выданный органом, осуществлявшим пенсионное обеспечение на Украине;
2) учетная карточка члена КПСС, партийный билет члена КПСС, учетная карточка члена профсоюза, профсоюзный билет, учетная карточка члена комсомола, комсомольский билет, содержащие сведения об уплате соответствующих взносов, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, другие документы, содержащие сведения о работе (периоде получения заработка) гражданина;
3) документ о доходах физического лица, выданный работодателем;
4) документ, содержащий сведения о работе или заработке гражданина, выданный организацией на основании имеющихся у нее в наличии документов иной организации, не являющейся правопреемником этой иной организации, создавшей указанные документы;
5) документ и (или) сведения о периодах работы гражданина, имеющиеся в наличии у государственной службы занятости населения, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации, органов социальной защиты и иных соответствующих органов Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
6) квитанция, подтверждающая уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины;
7) квитанция, подтверждающая уплату налоговых платежей;
8) документ, выданный налоговым органом Российской Федерации, имеющим в наличии документы налогового органа Украины, содержащий сведения о периодах осуществления иной деятельности.
Одновременно законопроект содержит положение о том, что в случае невозможности подтверждения в указанном порядке периодов работы, включаемых в страховой (трудовой) стаж, имевших место до 1 января 2015 г., такие периоды могут устанавливаться комиссией на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
Законопроектом также предусмотрено, что заработок за периоды работы до 1 января 2002 г. может быть установлен комиссией на основании документов, аналогичных тем, согласно которым устанавливается стаж работы.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации в сфере социального страхования (пенсионного обеспечения).
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в части учета периодов работы в организациях, которые до 1 января 2015 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации) в случае его принятия потребует дополнительных расходов за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Расчеты приведены в таблице.
1. Предполагаемая численность застрахованных лиц - работников организаций, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, тыс. человек |
4,08 |
2. Предполагаемая численность получателей страховых пенсий, у которых будут учтены страховые взносы за 2015 год исходя из среднемесячного заработка 24245,7 рубля (10% от работников), тыс. человек |
0,408 |
3. Размер среднемесячного заработка, принимаемый для расчета (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ), рублей |
24245,7 |
4. Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2015 году, рублей |
711000 |
5. Средний размер индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с з/п = 24245,7 рублей |
1,118 |
6. Стоимость одного пенсионного коэффициента на 1 февраля 2016 г., рублей |
74,27 |
7. Средний размер пенсии, рублей (1,118 х 74,27) |
83,03 |
8. Расходы в 2016 году с учетом расходов на доставку 0,649%, тыс. рублей |
204,58 |
В связи с отсутствием сведений о численности лиц, в отношении которых определение периодов работы и иной деятельности, включаемых в страховой стаж, а также заработка (дохода) будет осуществляться комиссией по реализации пенсионных прав граждан, рассчитать предполагаемую сумму дополнительных расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а также дополнительного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на обеспечение его сбалансированности не представляется возможным.
Расходы на реализацию Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в части учета периодов работы в организациях, которые до 1 января 2015 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации) в случае его принятия будут осуществляться в пределах средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотренных на выплату страховых пенсий.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не потребует признания утратившими силу, приостановления и изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Однако потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, определяющего положение о комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее - комиссия), а также порядок создания комиссии.
Основанием для принятия постановления Правительства Российской Федерации являются положения подпункта "б" пункта 2 статьи 1 указанного проекта федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.