Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1039277-6 "О внесении изменений в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации" разработан на основе предложений органов местного самоуправления в целях установления дополнительных гарантий эффективного управления земельными ресурсами.
Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в подпункте 6 пункта 2 статьи 39.10 предусмотрел право каждого гражданина на приобретение в безвозмездное пользование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В подпункте 7 пункта 2 статьи 39.10 Кодекса предусмотрено право на приобретение в безвозмездное пользование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, граждан, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Пункты 4 и 5 статьи 39.5 Кодекса предусматривают возможность предоставления гражданину земельного участка в собственность бесплатно по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Кодекса при соблюдении установленных условий.
Применительно к подпункту 6 пункта 2 статьи 39.10 Кодекса законодателю субъекта Российской Федерации предоставлено полномочие определять только муниципальные образования, в которых может быть реализовано указанное право на землю. Иных специальных ограничений Кодекс не предусмотрел. В связи с этим любой гражданин вправе бесплатно приобрести в собственность земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. При этом соответствующий земельный участок в течение пяти лет в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации не будет облагаться земельным налогом.
Кроме того, статья 39.10 Кодекса не содержит положений о кратности реализации указанных выше прав на землю, что позволяет реализовать рассматриваемые права на землю неограниченное количество раз.
Данные обстоятельства не в полной мере согласуются с принципом платности предоставления земельных участков, указанным в подпункте 7 пункта 1 статьи 1 Кодекса, согласно которому бесплатное предоставление земельных участков должно носить исключительный характер. Кроме того, указанное положение при произвольном толковании не позволит обеспечить органам публичной власти предусмотренную подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса необходимость регулирования использования и охраны земель в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается предоставить законодателю субъекта Российской Федерации право определять условия предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в случае, предусмотренном в подпункте 6 пункта 2 статьи 39.10 Кодекса. Кроме того, законопроектом предлагается по аналогии с положениями пункта 1 статьи 39.19 Кодекса урегулировать вопрос о кратности реализации прав, предусмотренных подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Кодекса.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.