Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 616468-6 "О внесении изменений в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (о подсудности уголовных дел о преступлениях, совершенных при превышении пределов необходимой обороны)",
внесенному депутатом Государственной Думы А.А. Журавлевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом предлагается исключить из подсудности мировых судей уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 114 "Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), из подсудности районных судов - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 108 "Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление" УК РФ, и отнести уголовные дела о таких преступлениях к подсудности верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда (далее - суды среднего (областного) звена) с целью предоставления обвиняемым по таким уголовным делам права ходатайствовать о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей и повышения качества выносимых по таким делам приговоров.
Следует отметить, что проводимое в рамках судебной реформы совершенствование процедуры апелляционного производства по уголовным делам потребовало пересмотра системы распределения уголовных дел между судами разных уровней (подсудности) в направлении усиления роли районного суда, являющегося основным звеном системы судов общей юрисдикции, наиболее приближенным к населению и потому способным обеспечить максимальный доступ к правосудию путем оперативного рассмотрения дел о преступлениях всех категорий.
В этой связи Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 217-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" по вопросам совершенствования процедуры апелляционного производства" были изъяты из подсудности судов среднего (областного) звена и отнесены к подсудности районных судов уголовные дела о преступлениях, максимальное наказание за которые не превышает 20 лет лишения свободы (кроме дел о преступлениях против мира и безопасности человечества). В свою очередь, к подсудности судов среднего (областного) звена, как судов первой инстанции, отнесены только наиболее сложные дела, отвечающие признаку повышенной общественной опасности, что обусловлено необходимостью обеспечить подсудимым реализацию положений статьи 20 Конституции Российской Федерации о праве каждого на жизнь и на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, так как в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) уголовные дела о преступлениях, отнесенные к подсудности судов среднего (областного) звена (за исключением отдельных уголовных дел), по ходатайству обвиняемого рассматриваются судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из двенадцати присяжных заседателей.
С учетом этого, в настоящее время перечень преступлений, уголовные дела о которых подсудны судам среднего (областного) звена, составляют преступления, за которые предусмотрены наказания в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни, преступления против мира и безопасности человечества, а также ряд преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства (пункт 1 части третьей статьи 31 УПК РФ), относящихся к категориям тяжких и особо тяжких преступлений и (или) характеризующихся повышенной общественной опасностью.
Также обращаем внимание, что согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его постановлениях от 2 февраля 1999 года N 3-П, 6 апреля 2006 года N 3-П, 19 апреля 2010 года N 8-П и 20 мая 2014 года N 16-П, рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей не является непременным условием реализации права на судебную защиту как основного и неотчуждаемого права, гарантируемого Конституцией РФ; право на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, как оно определено статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, безусловно распространяется лишь на обвиняемых в совершении тех преступлений, за которые в санкциях статей УК РФ предусмотрена исключительная мера наказания - смертная казнь.
Между тем, предусмотренные статьями 108 и 114 УК РФ преступления по своему характеру и степени общественной опасности не отвечают критериям, позволяющим отнести уголовные дела о таких преступлениях к подсудности судов среднего (областного) звена и, соответственно, установить возможность их рассмотрения судом с участием присяжных заседателей, поскольку предусмотренное УК РФ максимальное наказание за их совершение не превышает трех лет лишения свободы, что свидетельствует об отнесении их к категории преступлений небольшой тяжести (статья 15 УК РФ).
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.