Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 603070-6 "О внесении изменений в Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, И.В. Лебедевым, А.Н. Диденко, Я.Е. Ниловым.
Законопроектом предлагаются изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и в Федеральный закон от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 51-ФЗ).
Авторами предлагается предоставить право политическим партиям обращаться с запросом в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с просьбой о проведении проверки достоверности сведений о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании, и о наличии судимости (в том числе снятой и погашенной) лиц, которых политическая партия планирует внести в список кандидатов или выдвинуть в качестве кандидатов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам либо кандидатом в качестве выборного должностного лица.
Отмечаем, что в соответствии со статьями 33, 35, 38 Федерального закона N 67-ФЗ ответственность за предоставление документов в избирательную комиссию, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несут кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидата.
Законопроектом данная ответственность фактически возлагается на избирательные комиссии.
Вместе с тем, избирательная комиссия является государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Кроме того, предложение наделить избирательную комиссию полномочием запрашивать сведения о лицах, которые не являются кандидатами на выборные должности, фактически изменяет функциональное назначение комиссии и предполагает закрепление за избирательной комиссией функций предварительной проверки достоверности предоставляемых вышеуказанными лицами сведений на основании запроса политической партии, что не согласуется с контрольными функциями данного государственного органа в отношении политических партий.
Вместе с тем полагаем, что политическая партия в своем уставе может закрепить положение о необходимости предоставления сведений лицами, которых политическая партия планирует внести в список кандидатов либо выдвинуть их в качестве кандидатов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, либо кандидатом в качестве выборного должностного лица о их профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании, и о наличии судимости (в том числе снятой и погашенной).
Граждане Российской Федерации имеют возможность в рамках действующего законодательства получить необходимые сведения о себе из уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, на основании которых можно проверить достоверность о лицах, которых планируется внести в соответствующий список кандидатов без привлечения избирательных комиссий.
Так, справка о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования предоставляется бесплатно в порядке, предусмотренном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 07 ноября 2011 года N 1121.
Следует отметить, что предлагаемая законопроектом проверка достоверности сведений неограниченного круга лиц, которых политическая партия планирует внести в список кандидатов или выдвинуть их в качестве кандидатов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, либо кандидатом в качестве выборного должностного лица, не исключает необходимости проверки соответствующих лиц уже в качестве кандидатов на выборные должности, что приведет к увеличению объема работы избирательных комиссий, МВД России и Рособрнадзора.
Двойная проверка государственными органами достоверности предоставляемых кандидатами сведений, как следствие, приведет к значительному увеличению объема расходов на эти цели за счет федерального бюджета, что не учтено в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, однако отмечено в заключении Счетной палаты Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 06 апреля 2015 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.