Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 18 декабря 2012 г. N 3.2-05/1621
на проект федерального закона N 85076-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" (проект N 85076-6) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 14 декабря 2012 года, и отмечает следующее.
Целью Федерального закона является установление понятия и определение содержания государственной социальной помощи на основе социального контракта для создания условий, способствующих малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в преодолении трудной жизненной ситуации.
Федеральным законом вводится определение социального контракта как соглашения, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, и устанавливаются основные обязательные разделы социального контракта, среди которых права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; виды и размер предоставляемой на основе социального контракта государственной социальной помощи; порядок оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта.
Федеральным законом указываются получатели государственной социальной помощи на основе социального контракта, к которым отнесены малоимущие граждане и иные категории граждан, имеющие право на получение государственной социальной помощи в соответствии с законодательством, и установлено, что такая помощь предоставляется им в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
К социальному контракту в соответствии с Федеральным законом прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия, к которым относятся поиск работы, прохождение профессиональной подготовки, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, а также осуществление иных мероприятий по преодолению гражданином трудной жизненной ситуации.
Полномочия по установлению размера, условий, порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи на основе социального контракта в соответствии с Федеральным законом возлагаются на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Важным условием успешной реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, является требование Федерального закона о взаимодействии органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях содействия получателям государственной социальной помощи в выполнении соответствующих мероприятий.
Федеральный закон устанавливает, что государственная социальная помощь на основе социального контракта назначается на период от 3 месяцев до 1 года исходя из содержания программы социальной адаптации, но этот период может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, которые устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Однако орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Федеральный закон возлагает на органы социальной защиты населения осуществление мониторинга оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта, а методика оценки эффективности оказания такой помощи должна утверждаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку принят по вопросам, указанным в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи".
Председатель Комитета |
С.М. Киричук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.