Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 18 декабря 2012 г. N 3.8-03/2033
на проект федерального закона N 85076-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 14 декабря 2012 года.
Проект названного Федерального закона был разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 января 2010 г. N Пр-192 и внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.
Целью Федерального закона является установление правовых оснований для оказания малоимущим гражданам нового вида государственной социальной помощи - на основании социального контракта.
С этой целью вносятся изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", предусматривающие введение в закон новых понятий: "социальный контракт" и "программа социальной адаптации".
Социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту его жительства или пребывания. В соответствии с соглашением орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Программа социальной адаптации - это мероприятия, которые направлены на преодоление трудной жизненной ситуации, включающие в себя виды, объем и порядок их реализации. Программа должна будет разрабатываться органом социальной защиты населения совместно с гражданином. Она должна будет предусматривать комплекс мероприятий, к которым, в частности, относятся поиск работы, прохождение профессиональной подготовки, переподготовки, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства и осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Федеральный закон предусматривает, что государственная социальная помощь на основании социального контракта будет назначаться на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что введение нового вида государственной социальной помощи на основании социального контракта не отменяет уже имеющиеся виды государственной социальной помощи. Этот вид социальной помощи носит адресный характер, позволяющий при этом преодолеть социальное иждивенчество в обществе, повысить уровень доходов и социальный статус граждан. Заключение социального контракта должно стимулировать граждан на активные действия по преодолению ими трудной жизненной ситуации.
Оказание государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Система социальных контрактов была отработана в виде пилотных проектов в 17 регионах, в которых в 2010 - 2011 году проводился эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта. Результаты эксперимента показывают, что новая технология имеет хорошие перспективы. Половина семей, которые получали помощь на основании социального контракта, улучшили свои доходы в 1,5 - 2 раза, смогли выйти из трудной жизненной ситуации.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи".
Первый заместителя |
Л.Н. Пономарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.