Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 236206-6 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (далее законопроект) в части определения стажа работы в должности судьи, разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 9-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобами граждан А.А. Анохина и П.И. Зелинского и запросами Железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону, в целях устранения неопределенности нормы, а также решения проблемы повышения престижа должности судьи в обществе, поддержания высокого статуса судьи, закрепления кадров судей в судебной системе.
Конституционный Суд Российской Федерации признал часть первую статьи 7 Федерального закона в редакции статьи 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ) не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1), в той мере, в какой она распространяется на судей, назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 г. (даты введения в действие Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ) и обратившихся за назначением предусмотренных законом выплат после этой даты, не позволяя тем самым засчитывать таким судьям периоды их работы прокурором, следователем и адвокатом до назначения на должность судьи в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение надбавки к заработной плате (при наличии права на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере), а при выходе в отставку - определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и всех других видов выплат и льгот.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что впредь до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений при обращении судей из числа назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 г. за назначением ежемесячной надбавки к заработной плате, а при выходе в отставку - ежемесячного пожизненного содержания и иных предусмотренных законом выплат периоды их предшествующей работы в качестве прокурора, следователя, адвоката подлежат зачету в стаж работы в качестве судьи, дающий право на указанные выплаты.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что этим не затрагивается прерогатива федерального законодателя по совершенствованию правового регулирования в сфере материального и социального обеспечения судей Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ в часть первую статьи 7 Федерального закона были внесены изменения, согласно которым слова "на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката" были заменены словами "как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". С учетом того, что слова "в судах и органах юстиции" из статьи 7 Федерального закона не были исключены, буквальное ее прочтение дает основание считать, что в стаж работы в качестве судьи может быть включено время работы на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" лишь при условии замещения этих должностей непосредственно в судах и органах юстиции. При этом ясно, что ряд должностей, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", не могут учреждаться и, в связи с этим, замещаться в судах и органах юстиции.
Редакция части первой статьи 7 Федерального закона не исключает и иное ее толкование, согласно которому в стаж работы в качестве судьи может быть включено время работы в любых органах и организациях на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Однако в этом случае игнорируется наличие в тексте статьи 7 Федерального закона слов "в судах и органах юстиции".
Представляется очевидным тот факт, что при подготовке новой редакции части первой статьи 7 Федерального закона была допущена техническая погрешность, результатом которой явилась возможность различного толкования названной статьи.
Наличие в статье 7 Федерального закона нормы, изложенной в части второй названной статьи и имевшей отношение лишь к самой первой редакции части первой статьи 7, также создает неопределенность в порядке применения указанной статьи.
Устранение разночтений статьи 7 Федерального закона возможно только путем изложения статьи 7 в новой редакции и принципиального изменения законодательства в вопросе подхода к исчислению стажа судебной работы, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот.
Существующее положение создает неравные условия для лиц, назначенных на должность судьи с большим стажем работы по юридической профессии, и судей, длительное время работающих исключительно в должности судьи, поскольку при определении права на отставку, исчислении размера выходного пособия и ежемесячного пожизненного содержания стаж в обоих случаях дает равные права, что с учетом интенсивности, опасности судебной работы, психологической нагрузки, ограничений, установленных для судей, представляется несправедливым, неконструктивным и не служит повышению престижа должности судьи.
Предлагаемая редакция статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" сохраняет достигнутый уровень гарантий в части включения в стаж судебной работы периодов предшествующей работы в иных должностях, для занятия которых необходимо наличие высшего юридического образования, но при условии стажа работы непосредственно в должности судьи не менее 10 лет.
Такой подход позволит исключить случаи притока на судебные должности лиц с целью получения материальных льгот судьи при незначительном стаже работы в должности судьи, но при большом стаже работы по иной юридической профессии. Практика показывает, что 1\3 часть судей судов общей юрисдикции, уходящих в отставку, имеют стаж работы непосредственно в должности судьи от 5 до 10 лет.
Исходя из общих принципов действия закона во времени, предлагается распространить действие норм законопроекта на судей, назначенных (избранных) на должность после введения закона в действие.
Вместе с тем, в целях защиты прав судей, назначенных (избранных) на должность до вступления в силу настоящего федерального закона, и реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 9-П вводные нормы предусматривают альтернативу выбора законодательства, регулирующего порядок подсчета стажа судебной работы при определении права на отставку, получение ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"
Принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.