Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 88170-6 "О Фонде перспективных исследований"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 88170-6 "О Фонде перспективных исследований" (далее - законопроект), внесённый Президентом Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по промышленности отмечает.
Законопроектом предлагается в целях содействия осуществлению прорывных высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности государства, разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения создать обособленную структуру - Фонд перспективных исследований (далее - Фонд). Планируется, что Фонд будет осуществлять следующие основные функции:
- формирование научных представлений о возможных угрозах, критически значимых для обороны и безопасности Российской Федерации;
- определение основных направлений прорывных высокорискованных исследований и разработок в целях развития производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения;
- организацию поиска, заказа на разработку, апробацию и сопровождение перспективных инновационных научно-технических идей и передовых конструкторских и технологических решений в области создания высокоэффективных систем вооружения, военной и специальной техники, производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения;
- доведение указанных идей и решений до уровня проектов;
- осуществление финансирования указанных выше мероприятий и проектов.
Для достижения заявленных целей Фонда предусматриваются некоторые особенности правового регулирования его деятельности. В частности, на него планируется не распространять положения статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации о необходимости принятия уставных документов Фонда, пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", регламентирующих порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, а также положения федеральных законов "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и "О несостоятельности (банкротстве)".
В качестве имущественного взноса Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации Фонду будут передаваться бюджетные ассигнования федерального бюджета, а также иное находящееся в федеральной собственности имущество.
Комитет считает, что в ближайшие годы Российской Федерации предстоит решить масштабную комплексную задачу по техническому перевооружению промышленного производства в целях подъёма экономики страны и повышения на этой основе обороноспособности и безопасности государства. В связи с этим резко возрастает необходимость проведения прорывных научных разработок с высокой степенью риска достижения планируемых результатов, что не предусмотрено действующей системой государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Подчёркивая насущную необходимость создания такой структуры как Фонд в целях финансирования перспективных исследований, Комитет обращает внимание на следующие моменты:
1) Законопроект не содержит конкретных данных об объёмах ежегодного финансирования деятельности Фонда и о порядке передачи Фонду имущественного взноса Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, первоначальное количество проектов, реализуемых Фондом, будет около 150, но при этом их приблизительная суммарная стоимость или ориентировочная стоимость каждого проекта не уточняется. Поэтому не представляется возможным оценить масштабы ежегодного финансирования деятельности Фонда.
Следует отметить, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту фактически предлагается после его вступления в силу перераспределить бюджетные ассигнования, предусмотренные в рамках бюджета страны на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как в области обороны и безопасности, так и в гражданской сфере, без увеличения размеров бюджетных ассигнований.
По мнению Комитета, такой подход к финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ представляется нецелесообразным с точки зрения сохранения и без того не очень значительных объёмов финансирования исследований и разработок в области обороны, безопасности и в гражданской сфере.
2) В законопроекте отсутствуют критерии отнесения исследований и разработок к прорывным и высокорискованным, а также качественные и количественные критерии отбора среди многочисленных проектов наиболее важных, что неизбежно приведёт к проблемам с их отбором.
В связи с этим представляется целесообразным дополнить текст законопроекта статьёй "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе", в которой будет дано определение понятие "прорывных и высокорискованных проектов". Помимо этого, в законопроекте должны быть представлены критерии отбора таких проектов, базирующиеся на "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", "Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации" и других основополагающих документах государственной важности.
3) В соответствии с частью 2 статьи 2 законопроекта Фонд создается и осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона, в связи с чем для создания Фонда и осуществления его деятельности не требуются учредительные документы, предусмотренные статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Комитет отмечает, что в настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится проект федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации (далее - законопроект N 47538-6).
В случае принятия законопроекта N 47538-6 статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации будет предусмотрен только один документ, на основании которого действует юридическое лицо - устав, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица. При этом указанная статья не будет содержать положений о том, что юридическое лицо может действовать на основании Федерального закона и без устава.
Такое положение, по мнению Комитета, приведет к коллизии между рассматриваемым законопроектом после его принятия и Гражданским кодексом Российской Федерации в редакции законопроекта N 47538-6 после его принятия. Кроме того, по мнению Комитета, в процессе хозяйственной деятельности Фонда могут возникать ситуации, при которых Фонд не будет признаваться некоммерческой унитарной организацией с организационно-правовой формой "фонд" в смысле статей 52, 118, 118.1, 118.2, 119 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта N 47538-6.
Также следует отметить, что в рассматриваемом законопроекте нет обоснования причин, по которым Фонд должен осуществлять свою деятельность без устава юридического лица, как это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации.
4) В части 2 статьи 3 законопроекта предлагается установить, что для достижения цели своей деятельности Фонд осуществляет ряд своих основных функций, в том числе "формирует научные представления о возможных угрозах, критически значимых для обороны и безопасности государства, причинах их возникновения и путях устранения".
По мнению Комитета, указанная функция Фонда должна быть в соподчинении увязана с аналогичными функциями, которыми наделены федеральные структуры Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
5) В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 законопроекта Фонд "организует поиск, заказ на разработку, апробацию и сопровождение перспективных инновационных научно-технических идей и передовых конструкторских и технологических решений в области разработки и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения".
В связи с тем, что в соответствии с частью 3 статьи 4 законопроекта на Фонд не распространяются положения Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), законопроект целесообразно дополнить нормой, определяющей нормативную базу и механизмы привлечения исполнителей к выполнению проектов.
6) В соответствии с частью 3 статьи 4 законопроекта на Фонд не распространяются положения Федерального закона N 94-ФЗ.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг", внесенный Правительством Российской Федерации, в соответствии с которым Федеральный закон N 94-ФЗ признается утратившим силу по истечении года со дня вступления в силу Федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг", что, по мнению Комитета, необходимо учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению.
7) Согласно части 1 статьи 8 законопроекта, перечень проектов Фонда формируется с учетом включенных в программу деятельности Фонда на трехлетний период основных направлений изысканий в области прорывных высокорискованных исследований и разработок. Несмотря на то, что эта программа должна ежегодно уточняться, Комитет считает, что такая норма создаст определённые ограничения по финансированию проектов, нуждающихся в срочной реализации, и не позволит гибко реагировать на недавние научные открытия и разработки, в связи с чем представляется желательным в его тексте предусмотреть норму об оперативном включении отдельных проектов в программу деятельности Фонда в исключительных случаях.
Кроме того, Комитет предлагает дополнить часть 6 той же статьи положением, что перечень проектов, помимо их наименования, сроков реализации и объема средств, необходимых для реализации каждого проекта, должен содержать и сформулированную цель выполнения проекта. По мнению Комитета, это позволит сделать перечень проектов Фонда более содержательным и наглядным для понимания.
8) Комитет обращает внимание на несоответствие между предложенной в пункте 2 части 2 статьи 9 "Распоряжение правами на результаты интеллектуальной деятельности" нормой, которая определяет, что Фонд передает права на результаты интеллектуальной деятельности для практического применения (внедрения) в том числе и организациям (независимо от их организационно-правовой формы) в интересах инновационного развития отраслей экономики, и заявленной в части 1 статьи 3 цели деятельности Фонда, определяемой как "содействие осуществлению прорывных высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности государства". Комитет поддерживает норму, содержащуюся в пункте 2 части 2 статьи 9, законопроекта, но одновременно в связи с этим предлагает дополнительно определить возможность применения результатов деятельности Фонда в интересах инновационного развития отраслей экономики в статье 3 законопроекта, а также соответствующим образом откорректировать статью 1 законопроекта.
9) В соответствии с пунктом 16 части 9 статьи 11 законопроекта попечительский совет Фонда принимает решения об инвестировании временно свободных средств Фонда, а также определяет предельный объем инвестируемых временно свободных средств Фонда.
Комитет предлагает более конкретно сформулировать условия инвестирования временно свободных средств Фонда и установить конкретный перечень разрешенных объектов инвестирования, а также ввести положение, устанавливающее ответственность руководства Фонда за нецелевое расходование финансовых средств, находящихся в его распоряжении, в соответствии с федеральным законодательством.
С учётом изложенного выше, Комитет Государственной Думы по промышленности поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 88170-6 "О Фонде перспективных исследований".
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.