Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 88170-6 "О Фонде перспективных исследований", внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассматриваемый законопроект определяет правовое регулирование Фонда перспективных исследований, который будет создан в форме некоммерческой организации в целях обеспечения заказа и сопровождения прорывных высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности государства, модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации и создания инновационных технологий и производства продукции военного, специального и двойного назначения.
В законопроекте устанавливается правовое положение Фонда перспективных исследований, определяется цель его деятельности и основные функции, имущество данного Фонда, регулируется порядок государственной регистрации и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью указанного Фонда.
Согласно законопроекту, права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в процессе реализации проектов по заказу Фонда перспективных исследований, а также приобретенные организацией на основании договоров, будут принадлежать Российской Федерации. Фонд перспективных исследований будет распоряжаться такими правами от имени Российской Федерации в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.
Также законопроектом определено, что установление порядка учета результатов интеллектуальной деятельности, а также порядка передачи таких прав заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, госкорпорациям или иным юридическим лицам возлагается на Правительство Российской Федерации.
Органами управления Фонда перспективных исследований станут: попечительский совет как высший орган управления, правление и генеральный директор. В состав попечительского совета войдут 15 членов: семь представителей Президента Российской Федерации, семь представителей Правительства Российской Федерации, а также генеральный директор, который будет назначен на должность Президентом Российской Федерации.
В Фонде перспективных исследований будет создан постоянно действующий консультативный орган - научно-технический совет, на который возлагается научно-методологическое, информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности указанного Фонда, в том числе рекомендации по приоритетным направлениям прорывных высокорискованных исследований и разработок, поиск перспективных инновационных научно-технических идей и передовых конструкторских и технологических решений, отбор проектов, подбор и привлечение экспертов и экспертных организаций для участия в подготовке заключений на отбираемые проекты.
Законопроектом предполагается, что Фонд перспективных исследований будет осуществлять работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также международную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После официального опубликования рассматриваемого законопроекта Фонд перспективных исследований должен быть зарегистрирован в течение 30 дней, а органы управления сформированы в двухмесячный срок.
Поддерживая в целом концепцию представленного законопроекта, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям отмечает, что некоторые положения законопроекта требуют дополнительного обсуждения в части возможного согласования с отдельными нормами и терминологией действующих федеральных законов, а также требованиями юридической техники.
В частности, законопроектом устанавливается правовое регулирование деятельности Фонда перспективных исследований, согласно которому деятельность Фонда регулируется настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 4). Однако, при этом, в статье законопроекта определено, что Фонд перспективных исследований осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами и решениями Президента Российской Федерации (пункт 7 части 2). Следует отметить, что согласно Конституции Российской Федерации (статья 90) Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. Полагаем, что для устранения возможных правовых коллизий целесообразно согласовать указанные нормы законопроекта.
Комитет поддерживает представленный законопроект и отмечает, что его принятие будет способствовать обеспечению инновационного развития и модернизации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Высказанные замечания и предложения могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рекомендует государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении.
Председатель комитета |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.