Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 237119-6 "О внесении изменений Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
За последние годы на потребительском рынке Российской Федерации появилось большое количество тонизирующих напитков, в том числе слабоалкогольных. Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются дешевый алкоголь, кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие, а также витамины (С, РР, В2, В5, В6, В12). Учитывая, что содержание кофеина в тонизирующих напитках обычно составляет верхний допустимый суточный уровень потребления (от 150 до 320 мг/л), при допустимом его потреблении 150 мг в сутки, и то, что выпуск тонизирующих напитков производится в упаковках объемом от 250 мл до 500 мл, не исключается возможность употребления тонизирующего напитка молодым человеком более одной упаковки в день, что может привести к негативному влиянию на здоровье детей, подростков, беременных и кормящих женщин, лиц, страдающих хроническими заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой систем, гипертонической болезнью и другими заболеваниями. Употребление слабоалкогольных тонизирующих напитков влияет на характер алкогольного опьянения, снижая его выраженность, что может привести к неадекватной оценке собственного состояния, способствовать утрате контроля за выпитым и побуждать к повторному употреблению алкоголя.
Средний возраст начала потребления подростком алкогольных напитков составляет 12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года алкоголь потребляют более 70 процентов. При этом девушки потребляют алкоголь наравне с юношами.
Анализ рынка слабоалкогольных энергетических (тонизирующих) напитков показывает, что изначально данный продукт ориентирован на молодежную аудиторию. Более того, несмотря на тот факт, что законодательно продажа любых алкогольных напитков лицам, не достигшим восемнадцати лет, запрещена, позиционирование слабоалкогольных энергетических (тонизирующих) напитков направлено именно на эту целевую аудиторию. Об этом можно сделать вывод, проанализировав расцветку тары, методы продвижения, а также проведя контент-анализ рекламных слоганов данной продукции. Анализ вкусовых качеств данного напитка позволяет сделать вывод о том, что вкус этилового спирта фактически скрывается кофеином, а также многочисленными химическими вкусовыми добавками и ароматизаторами. Это сделано с целью подавления у молодого неподготовленного организма защитного рвотного рефлекса, как реакции на этиловый спирт, вкусовыми добавками и углекислым газом, который в свою очередь усиливает состояние алкогольного опьянения.
Фруктовые вкусы и газирование маскируют вкус алкоголя и формируют у подростка стереотип, якобы слабоалкогольный энергетический (тонизирующий) напиток практически ничем не отличается от обычных газированных неалкогольных энергетических напитков. Соответственно, постепенно слабоалкогольный энергетический (тонизирующий) напиток заменяет обычные напитки и служит уже просто для утоления жажды.
В этом заключается коварство этих напитков. Неподготовленный организм подростка не сможет без последствий принять, например, 3 литра пива или 400 граммов водки, а четыре или пять баночек коктейля - запросто. Причем он проделывает это изо дня в день, из месяца в месяц. Так через небольшой промежуток времени формируется алкогольная зависимость. Поначалу психическая, а спустя короткое время - уже физическая.
При этом алкоголь - далеко не единственный из поражающих факторов слабоалкогольных энергетических напитков. После появления на рынке этой продукции резко увеличилось число подростков-пациентов гастроэнтерологических отделений поликлиник. Причина у всех одна - поджелудочная железа, панкреатит, а также серьезные проблемы печени и почек.
Учитывая негативное воздействие на здоровье молодежи, которая и является основным потребителем данной продукции, считаем необходимым запретить производство и продажу слабоалкогольных энергетических (тонизирующих) напитков в состав которых входит алкоголь (от 1,2 до 12%) и кофеин.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных финансовых расходов за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.