Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 202110-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части совершенствования порядка привлечения иностранных работников к трудовой деятельности", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 202110-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части совершенствования порядка привлечения иностранных работников к трудовой деятельности", внесенный Правительством Российской Федерации.
Данный законопроект связан с законодательной регламентацией в Федеральном законе от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" отдельных отношений, касающихся осуществления в Российской Федерации трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства.
В контексте обозначенной предметной тематики в рамках представленной законодательной инициативы предлагается, во-первых, урегулировать некоторые актуальные вопросы, касающиеся привлечения и использования в нашей стране иностранных работников в качестве высококвалифицированных иностранных специалистов, а во-вторых, усовершенствовать организационные механизмы формирования квот на привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок определения допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях отечественной экономики.
В связи с отмеченной содержательной направленностью рассматриваемого законопроекта согласно ему инициируются определенные ограничения для привлечения к трудовой деятельности в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве высококвалифицированных специалистов, а именно, предлагается установить в отношении российских работодателей и заказчиков работ (услуг) прямой запрет на такое привлечение в случае осуществления деятельности по торговому обслуживанию покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей. При этом указанные ограничения предусматривается не распространять на иностранных работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли.
Кроме того, согласно данному законопроекту в статье 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" намечается зафиксировать правило о том, что на высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей не распространяются установленные Правительством Российской Федерации квота на выдачу иностранным гражданам (и лицам без гражданства) приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам (и лицам без гражданства) разрешений на работу в нашей стране, а также допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории России.
Одновременно рассматриваемым проектом федерального закона предлагается закрепить ряд организационно-функциональных положений, касающихся определения порядка формирования квот, и, в частности, предусмотреть, что формирование квоты на выдачу иностранным гражданам (и лицам без гражданства) приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в нашей стране и распределение указанной квоты по субъектам Российской Федерации, увеличение или уменьшение ее размера, а также установление резерва данной квоты будет осуществляться в соответствии с правилами, установленными уполномоченным со стороны Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Также соответствующим уполномоченным со стороны Правительства России федеральным органом - и на основании установленных этим органом правил - должно будет осуществляться формирование квот на выдачу иностранным гражданам (и лицам без гражданства) разрешений на работу по Российской Федерации в целом и распределение указанных квот по субъектам Российской Федерации и профессионально-квалификационным группам, а равно увеличение или уменьшение размеров упомянутых квот и установление их резерва.
И наконец, также как и в предыдущих случаях, именно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - в порядке, установленном Правительством России, - должна будет осуществляться подготовка предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, а также по утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в нашей стране.
Таким образом, по сравнению с существующим порядком определения потребности в привлечении иностранных работников, а также действующим порядком формирования соответствующих квот, связанных с допуском к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, представленным законопроектом предусматривается некое "смещение" центра соответствующей организационно-функциональной активности непосредственно от Правительства Российской Федерации к специально уполномачиваемому им в этих целях федеральному органу исполнительной власти.
(Например, именно таким - специально уполномоченным федеральным органом - должны будут установлены новые соответствующие правила вместо действующих в настоящее время Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, которые были утверждены Правительством Российской Федерации согласно его Постановлению от 22 декабря 2006 года N 783).
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации, а также не содержит каких-либо разночтений с международными договорами нашей страны.
При этом Комитет оценивает данный законопроект как мотивированный, актуальный и обоснованный и полагает, что он будет способствовать повышению эффективности регулирования соответствующих процессов, связанных с внешней трудовой миграцией в нашей стране.
Так, применительно к вводимым законопроектом ограничениям для привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации (в торговле) в качестве высококвалифицированных специалистов Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что изначальной целью введения соответствующего правового института таких специалистов, (который появился в действующем законодательстве нашей страны согласно Федеральному закону от 19 мая 2010 года N 86-ФЗ), была интенсификация научных, производственных и инвестиционных процессов именно в высокотехнологичных областях отечественной экономики, а также в финансовой сфере, - что с повышением в нашей стране предпринимательской активности в отношении торговой деятельности может быть связано лишь весьма опосредованно. При таких обстоятельствах, по мнению Комитета, предусмотренное в законопроекте ограничение для допуска иностранных граждан и лиц без гражданства в сферу розничной торговли является весьма обоснованным, и в то же время не менее обоснованным выглядит предлагаемое неприменение подобного ограничения для иностранных работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, что, напротив, может способствовать повышению функциональности, технологичности и общей экономической эффективности отечественной торговой сферы.
Также, важнейшим положением законопроекта, - которое, как полагает Комитет, несомненно, поспособствует повышению для инвесторов, работодателей и самих иностранных работников привлекательности и значимости правового института высококвалифицированных иностранных специалистов в общей совокупности отношений, связанных с трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране, - является инициируемое закрепление в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации" нормы о нераспространении каких-либо квот, связанных с такой деятельностью, на указанных высококвалифицированных специалистов и членов их семей.
Наконец, что касается предлагаемого в законопроекте определенного перемещения центра организационно-функциональной активности в регулировании отношений, связанных с формированием квотно-разрешительных механизмов, связанных с трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что соответствующая тенденция, - связанная с возложением Правительством Российской Федерации определенных регулятивных функций именно на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выработку либо реализацию государственной политики в соответствующих сферах и (или) выполняющие функции по контролю и надзору за осуществлением определенной деятельности, - применяется уже в течение нескольких последних лет, и в результате именно такого применения в миграционной сфере не выявлено снижения эффективности соответствующего государственного регулирования. В то же время Комитет обращает внимание, что и в представленных нормах законопроекта, прямо предусматривается сохранение необходимого контроля Правительства Российской Федерации за деятельностью соответствующего уполномоченного органа, - выражением чего является инициируемое определение именно Правительством России порядка, в соответствии с которым будет осуществляться подготовка предложений по определению потребности в привлечении в нашу страну иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, а также по утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам (и лицам без гражданства) приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам (и лицам без гражданства) разрешений на работу в нашей стране.
С учетом отмеченных обстоятельств рассматриваемый законопроект оценивается Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству весьма позитивно и, по мнению Комитета, заслуживает поддержки.
В связи с изложенным Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в 1-ом чтении проект федерального закона N 202110-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части совершенствования порядка привлечения иностранных работников к трудовой деятельности", внесенный Правительством Российской Федерации.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "07" февраля 2013 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.