Письмо Общественной палата РФ от 14 марта 2013 г. N 4ОП-2/500
Досье на проект федерального закона
Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 212605-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации".
Направляем заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы указанного законопроекта.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
|
М.В. Островский |
Заключение Общественной палаты Российской Федерации
на проект федерального закона N 212605-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации"
Законопроект предлагает изменить порядок формирования Общественной палаты Российской Федерации. Цель изменений - повышение качества представительства институтов гражданского общества в федеральной палате, демократизация процедуры ее формирования с использованием прямого волеизъявления граждан и расширения участия региональных общественных структур.
В соответствии с Концепцией данного проекта федерального закона новый порядок в отличие от действующего обеспечивает представительство общественных палат всех субъектов Российской Федерации и предусматривает проведение рейтингового интернет-голосования при формировании представительства общероссийских общественных объединений.
Концепция рассматриваемого проекта федерального закона заслуживает поддержки в связи с тем, что ее положения являются реакцией на позитивные изменения, которые произошли в гражданском обществе нашей страны со времени принятия действующего Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". За период после принятия действующего Федерального закона сформировалась сеть общественных палат субъектов Российской Федерации. В последние годы также получила развитие практика формирования общественных советов при органах исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Деятельность соответствующих общественных советов стала важным вкладом обеспечения независимой экспертизы и общественного контроля в сферах деятельности этих органов.
В результате в нашей стране сложились общепризнанные стандарты конструктивного диалога между органами власти, с одной стороны, и общественными палатами, общественными советами, с другой.
Сложившиеся стандарты диалога, возросший уровень доверия к деятельности общественных палат со стороны гражданского общества нашей страны требуют новых механизмов формирования Общественной палаты Российской Федерации, обеспечивающих ее большую легитимность в качестве представителя интересов гражданского общества. Представленная концепция федерального закона в основном обеспечивает решение этой задачи.
В то же время ряд положений проекта федерального закона требует уточнений и доработки с тем, чтобы данный проект в большей мере отвечал целям и задачам его концепции:
1. В статье 8 Федерального закона предусмотрен порядок консультаций Президента Российской Федерации относительно кандидатур членов Общественной палаты Российской Федерации. Представляется целесообразным включить советы при Президенте Российской Федерации в число структур, с которыми проводятся соответствующие консультации. В состав таких советов Президент включает наиболее авторитетных российских граждан, пользующихся большим авторитетом и уважением в обществе. Учет их мнения относительно кандидатов в члены Общественной палаты, назначаемых Президентом, безусловно, сделает соответствующие консультации более успешными.
2. Пунктом 3 рассматриваемого проекта федерального закона предусматривается, что полный состав Общественной палаты Российской Федерации формируется совместно членами Общественной палаты, назначенными Президентом России, и членами Общественной палаты, делегированными от общественных палат субъектов Российской Федерации. Такой порядок вызывает сомнение, т.к. он создает некоторую неоднородность при формировании разных частей полного состава Общественной палаты. При этом статус членов Общественной палаты от общероссийских общественных объединений приобретает некую вторичность. И это при том, что их персональный состав определяется в результате рейтингового интернет-голосования с участием населения. Здесь налицо явное противоречие.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеются в виду пункты статьи 8 в редакции законопроекта
Это противоречие отчасти связано с тем, что п. 5 рассматриваемого проекта предусмотрено, что члены Общественной палаты, определенные Президентом, совместно с членами Общественной палаты от общественных палат субъектов Российской Федерации образуют рабочую группу для организации и проведения конкурса по отбору сорока трех членов Общественной палаты от общероссийских общественных объединений. Таким образом, решается вопрос об организации интернет-голосования с участием населения.
3. Это противоречие может быть разрешено путем внесения изменений в статью 5 рассматриваемого проекта. Представляется целесообразным, чтобы Рабочую группу для организации и проведения конкурса по отбору сорока трех членов Общественной палаты от общероссийских общественных объединений образовывала действующая Общественная палата из числа наиболее авторитетных своих членов, не планирующих входить в состав Общественной палаты Российской Федерации следующего созыва. Одновременно эта Рабочая группа сможет осуществить контроль правильного оформления протоколов, представленных общественными палатами субъектов Федерации. Представленный проект федерального закона не предусматривает такого контроля, что является его упущением.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статью 5" следует читать "пункт 5 статьи 8"
Следует предусмотреть норму, что соответствующая рабочая группа формируется одновременно с началом процедур по формированию нового состава Общественной палаты Российской Федерации.
Высокий уровень доверия граждан нашей страны к деятельности Общественной палаты Российской Федерации позволяет использовать процедуры преемственности для повышения легитимности ее вновь формируемого состава.
4. В п. 6 проекта следует внести норму, что Рабочая группа определяет перечень основных направлений деятельности Общественной палаты - квоты, по которым будут выдвигаться кандидаты в Общественную палату от общероссийских общественных объединений. Это позволит обеспечить в составе Общественной палаты Российской Федерации более широкое представительство интересов гражданского общества.
5. Требует большей детализации п. 9 рассматриваемого проекта федерального закона. Следует предусмотреть порядок предварительной регистрации участников рейтингового интернет-голосования по выборам членов Общественной палаты, представляющих общероссийские общественные объединения. Эта регистрация призвана исключить возможность голосования лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, а также использование программных средств, позволяющих осуществить многократное голосование за определенного кандидата.
Соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение рейтингового интернет-голосования, должны быть утверждены Рабочей группой, формирование которой предусмотрено п. 5 проекта.
6. Вызывают сомнения нормы статьи 3 рассматриваемого проекта. Нормы этой статьи предусматривают досрочное прекращение полномочий действующего состава Общественной палаты Российской Федерации за шесть месяцев до истечения сроков ее полномочий, предусмотренных действующим Законом. Это положение явно противоречит общим принципам стабильности законодательства.
7. В связи с внесением изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования общественных советов при органах исполнительной власти Российской Федерации возникает необходимость внесения соответствующих изменений и в действующие нормы Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации", регулирующие данный вопрос.
В этой связи представляется целесообразным внести изменения в п. 1 статьи 20 действующего Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации", предусмотрев в нем норму, что Общественная палата Российской Федерации участвует в разработке положений об общественных советах при федеральных органах исполнительной власти и в формировании их персонального состава.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Общественной палаты РФ от 14 марта 2013 г. N 4ОП-2/500
Текст письма официально опубликован не был